По мнению СЕРГЕЯ ХАЧАТУРОВА, новая выставка рисунков в Третьяковке даже в привычном для галереи графическом калейдоскопе образует узор уж слишком замысловатый

В старом здании Третьяковской галереи до конца февраля будущего года можно посмотреть экспозицию без названия, с одним подзаголовком: «Русский рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Эта экспозиция адресована гурманам, способным оценить обаяние самого непосредственного, напрямую обеспечивающего связь глаза – мысли – руки – карандаша (кисти) вида искусства: графики, а также находящим особое удовольствие в сличении и сопоставлении уже виденного и знакомого.

Зичи М. А. За чтением. Молодой человек (Утро). 1867

Зичи М. А. За чтением. Молодой человек (Утро). 1867

Экспозиции, организованные в анфиладе залов 49–54 Третьяковки в Лаврушинском переулке, по традиции самые аристократичные и тонкие, не рассчитанные на легковесную медийную славу и популярность. Организованы эти экспозиции «графинями», сотрудницами отдела графики Третьяковской галереи. Скрупулезно и без ажитации «графини» собирают малоизвестные, из-за особой чувствительности к свету и влажности хранящиеся всегда в запасниках рисунки, акварели, гуаши, гравюры русских художников, и ненадолго показывают их в согласии с монографическим, хронологическим или тематическим принципами. Выходит такая параллельная история отечественного искусства, которая в драгоценных подробностях улавливает в сети быстрых и виртуозных росчерков рождение художественной идеи, замысла – интенцию. В отличие от выставок живописи и монументальных жанров экспозиции рисунков требуют от зрителя большего соучастия и труда сопереживания самому процессу рождения и становления формы.

Однако даже в привычном для ГТГ графическом калейдоскопе новая выставка образует узор уж слишком замысловатый. Во-первых, экспозиция собрана из графической коллекции празднующего столетний юбилей Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Это гостевая выставка. Во-вторых, выбраны периоды не самые востребованные сегодня: поздний романтизм, передвижничество. Правда, на десерт: декаданс и модерн. В-третьих, кураторы предложили сугубо знаточеские темы: как отдельные листы из ГМИИ смотрятся в зеркало композиций ГТГ. В частности, хранящаяся в ГМИИ акварель КонстантинаСомова«Как одевались в старину» с дамой и кавалером XVIII века отражается в парной ей акварели «Как одеваются теперь» с модниками эпохи модерн из Третьяковки. Похожие на дрему наяву эскизы Виктора Борисова-Мусатова из двух музеев соединяют в большой, будто фресковый цикл спящие статуи, сомнамбулических дам и плетеную листву усадебных пейзажей. Иван Шишкин известен тем, что небезуспешно пытался сломать традицию исключительного приоритета изображений в русской живописи бесснежных сезонов. О том, как непросто ему давалась передача фактуры снежного покрова, свидетельствуют этюд укрытых белым одеялом сосновых веток из Музея изобразительных искусств и пастель с парадным портретом сосны зимней ночью «На Севере диком…» Совершенны наделенные особым ювелирным взглядом версальские пейзажи Александра Бенуа. У него был дар прикасаться к Версалю, его архитектуре, скульптуре, природе, силуэтам тем самым «смычком Паганини», о котором говорил применительно к искусству живописи Карл Брюллов. Зябко кутающееся в драпировку мраморное изваяние с акварельного «Перекрестка философов» из ГМИИ узнает себя в гуаши «Фантазия на Версальскую ему» из ГТГ. Встречи в зазеркалье двух музеев можно продолжить…

Шишкин И. И. Ветки под снегом. Этюд к картине «На севере диком...». 1890

Шишкин И. И. Ветки под снегом. Этюд к картине «На севере диком...». 1890

Любопытно, что сама тема зеркального отражения имманентна графическому искусству, а именно – печатной графике. Ведь оттиски с деревянных, металлических, иных пластин создаются в зеркальном отражении. На Третьяковской выставке из ГМИИ можно познакомиться с образцами совсем не популярной графической техники papier-pelle, которая предполагает процарапывание загрунтованной тонким слоем гипса бумаги. Получается завораживающая странным белым сиянием оптическая иллюзия, очень красивая в работах А. Боголюбова, И. Левитана, Ф. Львова, В. Самойлова.

Непарадная презентация русского искусства на новой выставке сулит встречи с загадочными незнакомцами-призраками, блуждающими по непроторенным дорожкам истории. От созданной Ф.Л. Соллогубом акварельной полусферы эскиза раскрытого веера с витязем и совами ниточки тянутся к сказочным богатырям и колдуньям Билибина, далее – к сотканным из пены морской существам Денисова… Далее… Впрочем, далее волшебный клубок графических ниточек каждый пусть распутывает индивидуально.

Сергей Хачатуров

Выставка «Русский рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» продлится в Государственной Третьяковской галерее (Москва, Лаврушинский пер., д. 10) до 24 февраля.