ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО о книге Софии Азархи «Модные люди: К истории художественных жестов нашего времени»
Автор книги София Азархи – художник, хорошо известный на петербургской арт-сцене и активный в современном искусстве. Кроме того, она вела занятия по специальности «дизайн костюма» в нескольких петербургских вузах, а в одном из них сейчас возглавляет одноименную кафедру. Но «Модные люди» – не только о моде: хотя самим платьям, пальто, костюмам и их авторам, знаменитым модельерам и дизайнерам одежды, посвящена половина книги, перед нами не столько история развития петербургской моды, сколько краеведческий очерк и даже очерк петербургских нравов последних двадцати с лишним лет.
Давать определение моде и сразу называть ее искусством Азархи не спешит. Ей гораздо приятнее и интереснее мыслить моду как жизненную интенцию и художественный жест, ощущать моду в движении и становлении – как очевидцу и участнику многих из описываемых событий. Таков и стиль повествования Азархи: он может показаться избыточным, перенасыщенным деталями, но он нацелен на воссоздание целостной картины недавнего прошлого – четверть века спустя почти все реалии тогдашней жизни нуждаются в расшифровке и комментариях. Множество интервью, которые опубликованы в книге практически в сыром виде, преследуют ту же цель. Расспрашивая интересных персонажей, дорожа их устной речью и понимая ценность живого свидетельства, Азархи не готова отказываться от мельчайших подробностей.
Все начинается с главы о ленинградском Доме моделей одежды на Невском проспекте, где работала София Азархи. Монографические главы о модельерах схожи по композиции и неизменно комплиментарны, однако книгу хоть сейчас можно использовать как учебник. Предполагаю, автор думал и об этом, подробно разбирая драматургию коллекций Татьяны Парфеновой или предпринимая содержательный анализ работ Лилии Киселенко. Мостиком между первой половиной книги и второй, где основной сюжет сворачивает в сторону петербургского искусства, послужила глава о Косте Гончарове, модельере, работавшем в кругу Тимура Новикова и создававшем одежду под истинно дендистской маркой «Строгий юноша». Недаром это единственная глава, где не звучит голос героя, умершего молодым, о нем в интервью говорят другие.
Перипетии петербургского дендизма требуют полного погружения в материал, не ограниченного лишь знанием портновской терминологии. Как раз ей можно воспользоваться, чтобы описать подход автора к сложной теме: наметив несколько общих линий мелом и сделав несколько стежков наметки, Азархи сосредотачивается на деталях, можно сказать, увлекается вышивкой и расцвечивает отдельные сюжетные линии. Например, отдельная глава описывает четыре прошедших в Петербурге в конце девяностых «Хармс-фестиваля», и мода служит здесь поводом вспомнить о том, как это было. Описывая деятельность «Фабрики Найденных Одежд» Цапли и Глюкли, которым тоже посвящена глава, автор почему-то не упоминает только об акции, наиболее тесно связанной с модой – «Ублажение Невы» (1996), когда одежду разбрасывали с вертолета.
Иногда Азархи, дорожа фактурой интервью, не готова отказаться от доставшегося ей богатого материала, и тогда четкий «крой» литературного костюма теряется, а в жизнеописании героев девяностых становится трудно провести границу между строгим понятием «денди» и разболтанным современным понятием «фрик». В первых главах книги не раз звучит распространенный нынче дискурс «разочарования в перестройке», но от повторения он не заостряется. Можно было бы поспорить и с теоретическими обобщениями автора в истории искусства, не будь они написаны с большой увлеченностью. Впрочем, избранный жанр проверяется не истинностью или полнотой описания, – ведь тем же занимались мирискусники, и Врангелю или Лукомскому довольно было того, что их рассказ, пусть и не во всем правдивый, представляет чарующую картину.
Петербургская мода, как она описана в книге, из прежнего высокого художественного жеста превратилась в прагматичную раскройку тканей и продажу платьев, с которыми тоже по-разному управляются герои книги. Что может объединить две части книги? (Только не говорите «гей-комьюнити».) Думается, это по-прежнему присутствующие в пространстве и на улицах Петербурга люди, деятели искусства в платьях, пальто, юбках и пиджаках Парфеновой, Бирюкова, Киселенко, – например, искусствовед Екатерина Юрьевна Андреева, фотографией которой в пальто работы Константина Гончарова на ступенях Русского музея проиллюстрирована книга.
София Азархи «Модные люди: К истории художественных жестов нашего времени». — СПб., Издательство Ивана Лимбаха, 2012.