ДАРЬЯ КУРДЮКОВА о серии выставок в Мультимедиа Арт Музее в рамках 9-й Московской фотобиеннале

У любой биеннале есть тема, у любой биеннале она обыкновенно формулируется настолько широко, чтобы под нее подошло… скажем так, много чего. Три акцента нынешнего фотомарафона – «Фотографии кино», «Америка в фокусе» и «On the road». Тут вам и то, как Козинцев снимал «Гамлета» – его же, в свою очередь, фотографировал Борис Резников. И очередной перевод на язык саспенса сказки от ветерана московских фотофестивалей Сары Мун: на сей раз речь про Шарля Перро, а итоговый продукт называется «Черная Шапочка». По направлению к будням перевел в 1950-х годах свой объектив американец Уильям Кляйн, снимая прославившую его в Европе, но не на родине серию «Нью-Йорк. 1955». Наконец, на Остоженке показывают фото из полицейских архивов Лос-Анджелеса – и это зрелище вызывает смешанные чувства.

Недосказанная сказка

Сара Мун. Морган. 1983 © Sarah Moon / Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем

Сара Мун. Морган. 1983 © Sarah Moon / Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем

Парижанка Мариель Хадан не зря носит «лунный» псевдоним Сара Мун – у нее и истории получаются лунные, с контрастами светотени, с какою-то дремотной пикториальной завесой монохромных снимков. И всегда – как сказки под луной – с эдаким романтизмом. О чем бы ни шла речь – о том ли, как море не приняло променявшую хвост на ноги влюбленную «Русалку Одервиля» (понятное дело, пересказывающую «Русалочку»), или о том, как Волк обошелся с бабушкой и Черной Шапочкой, – рассказывает Мун красиво. Нарочито красиво. Трудно сказать, считать ли это «пережитком» первой ее профессии манекенщицы или причины иные, но это так.

Все элементы своей сказочной «эпопеи» (кроме «Черной Шапочки» и помянутой «Русалки Одервиля» это «Красная нить» по «Синей Бороде» и «Цирк» по «Девочке со спичками») художница выстраивает по одному принципу. Снимает короткометражку (Мун, как известно, еще и режиссер) и отдельно пускает вереницу фотографий, снабжая и то, и другое лаконичными комментариями. Мун берет простые сюжеты, чтобы их пересказать на свой лад, вывести из них несложные новые обобщения и добавить зерно актуальности. К примеру, операцию Русалке произвела украинская мафия, а за Черной Шапочкой уже не по лесу, а по городу следит-ползет зловещая черная машина. Волк, стало быть, преследующий дитя ненормальный, в финале обернувшийся все-таки своей, волчьей, тенью на стене.

Сара Мун. Тень волка. 2010. © Sarah Moon / Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем

Сара Мун. Тень волка. 2010. © Sarah Moon / Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем

Похоже, главное, к чему стремится Сара Мун – задеть визуальной поэтикой. Последняя, кстати, как и пересказ текста, строится на недосказанности – у горожанина-«оборотня» собака закрыта в машине, а юное создание отчего-то всегда кричит, проходя по улице Лающей собаки. Ружье сценариста не выстреливает, линии эти не развиты, но, видно, уж так надо для той самой поэтики, для саспенса, который с успехом ищут в работах Мун. Ее видео – это плавные движения, их вдруг прорезают снимки, пущенные плыть по экрану. Ее фото – эффектные ракурсы и сглаженные, будто выцветшие, очертания. Словно снимки эти случайно отыскали на чердаке. Мун работает с аналоговой фотографией и трудится над негативами до получения нужных эффектов. Не проще ли цифра? Ее московский мастер-класс, понятное дело, не мог обойтись без этого вопроса –  «цифру» художница уважает за новые возможности, однако же если у нее случается «цифровая» удача, она все равно потом сделает такой же кадр на пленку.

А выдержанная в ретро-стилистике история неспешно, как в диафильме, показывает Черную Шапочку не просто наивной душой, но существом, которое Мун оставляет один на один со своими страхами.

В погоне за городом

Нью-йоркская серия Уильяма Кляйна красоту города поет совершенно иначе. Впрочем, глядя на карикатурные типажи деловитых домохозяек и секретарш, на вездесущую рекламу, на гримасничающих голодранцев, самозабвенно играющих в войнушку, тянет сказать, что она ее вовсе и не поет. Нет, все же поет, только не застывшую красоту, а сиюминутность впечатления – главное, что доступно фотографии.

Уильям Кляйн. Четыре женщины, супермаркет. 1955 ©William Klein / Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем

Уильям Кляйн. Четыре женщины, супермаркет. 1955 ©William Klein / Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем

Эту самую неуловимость образа, эмоции Кляйн то и дело подчеркивает размытостью снимков, походящей порой чуть ли не на абстракцию. На своих зернистых снимках он сталкивает профили, застает какого-то бедолагу разместившимся на границе света и тени так, что не может не назвать его «отрезанной головой». А насчет абстракции – это было неслучайно. После войны он остался в Европе, учился живописи и стал экспериментировать с абстрактными картинами. Потом вернулся в родной Нью-Йорк, где арт-директор Vogue Алекс Либерман предложил ему работу в журнале и оплату расходов на съемку его фотодневника о Нью-Йорке. Что было дальше – известно. В Штатах кляйновскую нью-йоркскую книгу так и не напечатали: и трущоб там у него больно много, и снимки-де слишком черные… Так что его книга «Жизнь хороша и хороша для вас в Нью-Йорке» вышла в Париже в 1956-м и получила статус лучшего со времен Второй мировой альбома. Впереди – книги о Риме, Москве и Токио, а Нью-Йорк, выходит, отправная точка. Видно, Кляйна все же задевало, что его фотографическая «история одного города» Нью-Йорка не пришлась к американскому двору, хотя в других странах шла на ура: «Фотографический истеблишмент игнорировал ее. Однако тогда я не встречал в США фотографа, у которого не было бы ее экземпляра».

Свои снимки в одном из давнишних интервью Кляйн назвал «фотографией действия» – по аналогии с развивавшейся тогда вовсю «живописью действия». Отсюда эти «поплывшие» изображения, в каждом из которых пульсирует бешеный урбанистический ритм. Красота города в том, что он жив, и каждую минуту его нужно догонять.

Не обладая достаточной информацией

Снимки полицейских архивов Лос-Анджелеса просто тематически должны бы стоять на земле тверже полетов воображения Мун и Кляйна, поскольку имеют дело с фактами: преступники, улики, свидетельства с мест преступлений и учебные полицейские инсценировки. История, правда, сыграла шутку с нашедшими эти архивы – фотографии спасли, но под значительной их частью значится: «Информация по делу недоступна».

Драйвер. Рейд, захват нелегальной торговли алкоголем Трое детективов во время рейда против нелегальных торговцев алкоголем (бутлегеров), двое вылезают из дыры в земле. 1929 © Los Angeles Police Department. Courtesy fototeka Los Angeles Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем

Драйвер. Рейд, захват нелегальной торговли алкоголем Трое детективов во время рейда против нелегальных торговцев алкоголем (бутлегеров), двое вылезают из дыры в земле. 1929 © Los Angeles Police Department. Courtesy fototeka Los Angeles Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем

В 2001-м нитроцеллюлозные негативы, находившиеся в уже весьма плачевном состоянии, обнаружили в «Сити Рекорд Центре» полицейский фотограф Меррик Мортон и галеристка Робин Блэкманн – всего около сотни штук, охватывающих 1920-1950-е годы.

Куратору Тобиа Беццола досталась нетривиальная задачка – представить все эти снимки с простреленными сумочками на бампере, с конфискованной коноплей, с жертвами, во множестве демонстрирующими увечья, и просто с изрядным числом трупов. Он придумал искать в документальности эстетику фильмов нуар, тем более что среди полицейских фотографов были и те, кто подрабатывал, снимая актеров на кинокастингах.

С одной стороны, тут, конечно, документ времени. Вот девушка в 1956-м стоит у уличного киоска записываться в женскую полицию; известно, что до конца этого десятилетия слабый пол занимался там преимущественно административными делами либо работал с несовершеннолетними. А вот едет полицейский, а сбоку от него клетка с нарушителем дорожных правил – экспериментальная мобильная тюрьма, очевидно, с функцией общественного порицания. Она использовалась одно время в Лос-Анджелесе, пока ее не вытеснили полицейские машины.

Но с другой стороны, обилие криминальных историй с простреленными стеклами, ограблениями и их не очень разнообразными последствиями в какой-то момент кажется избыточным. По крайней мере, натурам впечатлительным воспринять весь «список» будет нелегко.

Дарья Курдюкова