ЮЛИЯ ВИНОГРАДОВА о взлетах и падениях нынешней «Арт-Москвы»
В Центральном доме художника проходит 16-я Международная ярмарка современного искусства «Арт-Москва». В этом году на ярмарке есть свои достоинства и недостатки, что неудивительно, ведь «Арт-Москва» оказалась в довольно непростой ситуации.
О том, что «Арт-Москве» требуются изменения, говорят уже давно. Вот только что это за изменения и как их добиться, каждый участник арт-сообщества понимает по-своему. Обсуждают, конечно, в основном кулуарно, но в этот раз решили вынести дискуссию в публичное пространство. Каждый день для этого собираются авторитетные спикеры. Правда, на деле программа оказалась несколько меньше заявленной, например, на первую дискуссию не приехал долгожданный Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы. А ведь это чуть ли не первый важный чиновник от культуры, который был готов удостоить своим вниманием единственную ярмарку современного искусства в Москве.
Почему когда говорят о художественном и коммерческом мероприятии, то искусство как таковое вытесняется на второй план? Причин много. И то, что «Арт-Москву» неожиданно покинула ее арт-директор Кристина Штейнбрехер (она перешла работать в венскую Vienna Fair). И повергнувшее многих в шок закрытие галерей Марата Гельмана и Айдан Салаховой на «Винзаводе», и естественное отсутствие старожилов и одних из ключевых игроков среди участников «Арт-Москвы». И галерея XL, которая тоже решила пропустить «Арт-Москву», так что Елена Селена по собственному желанию вышла из экспертного совета, объясняя это тем, что в нынешнем году галерея вообще воздержалась от участия в каких бы то ни было ярмарках. И, конечно, неудачное, хотя и не злонамеренное совпадение дат проведения с той же Vienna Fair. Чисто административная нестыковка сделала ярмарки непосредственными конкурентами.
Часть галерей (например, финская Forsblom Gallery), прессы и, разумеется, коллекционеров предпочли Москве Вену. Омрачили ярмарку и очередные проблемы с доставкой работ: на момент написания этой статьи с пустыми стендами остались две кубинские галереи, которые на ярмарке очень ждали. Их предыдущее участие вызвало заметный интерес, и большая часть вещей была раскуплена коллекционерами. Ярмарка тут, кстати, ни при чем – галеристы отказались от пусть недешевого, но надежного перевозчика, рекомендованного «Арт-Москвой». Теперь им (и ярмарке, которая тоже от этого не выиграла) можно только сочувствовать. Добавим, что сам российский арт-рынок (если он вообще существуют, о чем продолжают спорить) находится не в самой лучшей фазе. Золотым годом называют 2007-й: по статистике той же «Арт-Москвы», продажи тогда равнялись $ 9,3 млн. Для сравнения в 2011-м, не самом провальном, на $ 4,6 млн меньше.
Вопрос о том, что же делать, встал самым остром образом, породив с легкой руки инициативной Екатерины Ираги, галериста и члена экспертного совета, программу дискуссий. Вопросы, впрочем, не новы, и, очевидно, что ярмарка – лишь одно из звеньев большой цепи. А главная ее беда – отсутствие интереса и доверия к современному искусству у платежеспособной части населения. Отсюда разговоры про воспитание новых коллекционеров, про то, что для собрания предметов искусства не нужны большие деньги (этому посвящена целая дискуссионная сессия на ярмарке).
Для компании «Экспопарк», организующей ярмарку, мероприятие по-прежнему убыточное (4,5 млн рублей расходов). Сергею Капкову радовались не зря, ведь ярмарка не имеет никакой государственной поддержки. Речь тут ни о деньгах, конечно, а о статусе, придании веса. Одно дело – арт-междусобойчик, другое – мероприятие, на которое находит время приехать, скажем, мэр города или министр культуры. Разница ощутима. От чиновников ждут, впрочем, не только этого. Ждут налоговых льгот для филантропов и людей, покупающих искусство, ждут решения проблем с таможней, ждут еще множество разумных законодательных решений, без которых не только ярмарка, но весь арт-рынок продолжает находиться в зачаточном состоянии. Таким образом, предметов для обсуждения множество.
И, тем не менее, в этом году свои работы выставили 35 галерей. Похвально и то, как решили пространство центрального зала ЦДХ. Стенды выросли, стало больше воздуха, больше ракурсов, архитектурно ярмарка, безусловно, выиграла. Вот только подобные пространства требуют инсталляций и больших объектов, а работать с этим трудно и коммерчески далеко не всегда выгодно. Так что в глаза сразу бросаются веселые объекты из черного стекловолокна AES+F на стенде «Триумфа» ($40 тыс.) и большая смелая инсталляция Александра Константинова у галереи «Культпроект». Она напоминает о том, что искусство может существовать не только в домашней коллекции, но и в публичном пространстве.
Но это единственные примеры объемов – остальное умещается на стене, а то и вовсе в папке с графикой. Правда, стены нередко надо иметь большие. У Frolov Gallery висят, например, несколько больших форматных работ любимого галереей Ральфа Касперса, а также полиптих Рауфа Мамедова «Пьета», сделанной с участием людей, страдающих синдромом Дауна. За жутковатую, но очень сильную вещь хотят получить немалые для «Арт-Москвы» деньги – €150 тыс.
Самые же дорогие работы на ярмарке – на стенде португальской Cordeiros Gallery, участвующей впервые и, по признанию директора, «прощупывающей русский рынок». Для этого португальцы, уверенные, что русские любят бренды, привезли две фотографии Андреаса Гурски (€180 и 120 тыс.) и работу Энди Уорхола за сумасшедшие для «Арт-Москвы» деньги – €350 тыс.
Из западных гостей «Арт-Москва» еще активно рекламировала иранские галереи. Ну что сказать, экзотика! Там тебе и танки на огромном полиптихе, и парящая в золоте каллиграфия. Эта работа дорогого и востребованного на Западе Мохамамда Эхсаи на стенде тегеранской Ariana Art Gallery стоит $92 тыс.
Кроме живописи, графики и фото есть и новые технологии. Мюнхенская Art & Space Gallery не в первый раз выставляет работы Константина Худякова – в этот раз похожие на голограммы, но на самом деле сделанные по уникальной цифровой технологии объекты (€9 и 14 тыс.).
Одним словом, есть, на что посмотреть, и есть, о чем поговорить, ведь кроме галеристов на «Арт-Москву» приезжают и сами авторы. Например, приехал занятный итальянец Марчелло Йори. Его очень декоративные и стильные работы выставляет Iragui Gallery, а смешную акварельную серию, где художник изобразил себя то пожимающим руку Кандинскому, то успокаивающим безухого Ван Гога, то позирующим с открытым ртом Мунку, показывает Goethe Gallery.
О том, что вещи продаются, говорят красные точки на многих стендах и отсутствие некоторых работ уже в первый день. Так что диагноз поставлен: пациент скорее жив, чем мертв, но терапия ему необходима комплексная.