8 декабря в санкт-петербургской галерее Namegallery откроется выставка «Гибель Петербурга». Кураторский проект Александра Дашевского объединит работы Ильи Гапонова, Валерия Гриковского, Виталия Пушницкого, Андрея Рудьева и других авторов, посвященные теме катастрофы.

В пресс-релизе проекта сообщается: «Катастрофа – идеальная новость. Она щекочет нервы, привлекает внимание, поражает воображение. Как и всякая новость, катастрофа имеет ограниченный срок годности, поэтому катастрофы должны происходить постоянно, чтобы держать аудиторию в напряжении. Образ глобального катаклизма, и без того популярный, последнее время у всех на устах. На рубеже веков жанр disaster film стал необычайно моден. Другое дело, когда речь идет о Петербурге.

Петербург – это место-символ. Инспирированный город, цивилизационное дерзание. Окруженный пророчествами о собственной гибели, он существует в состоянии приближающейся катастрофы с самого начала. Через литературу чаемое исчезновение города стало частью петербургского текста. Петербург с самого своего создания находится в ожидании реванша «побежденной стихии», существует в состоянии отложенного небытия. Это небытие всегда присутствует на заднем плане, примелькалось, вынесено за скобки как нечто само собой разумеющееся. Вроде бы на эту тему высказались все, кто могли – от Евдокии Лопухиной до Блока от Пушкина до Ахматовой. Но хотя штормовое предупреждение постоянно, меняются поколения, меняется содержание понятия «Петербург».

Тематизация грядущей катастрофы ставит вопрос о ценностях. «Гибель» подспудно побуждает художника продемонстрировать, что на данный момент в Петербурге «при пожаре выносится первым». Что должно произойти, чтобы Петербург перестал существовать. Что такое петербургская идентичность сегодня».