Елена Федотова, Москва–Базель

Ярмарка ArtBasel в очередной раз продемонстрировала свою успешность — кажется, что она существует в каком-то другом мире, которому никакой кризис нипочем. Галеристы опять достали из своих запасников Пикассо, Матиссов, Ротко и Уорхолов. На вернисаж опять пришли миллионеры: были замечены Роман Абрамович и Дарья Жукова.

Нынешний ArtBasel прошел под знаком Жан-Мишеля Баскиа, 30 работ которого выставили на шести стендах. Параллельно с ярмаркой в базельском Фонде Бейлера проходит огромная ретроспектива Баскиа, куда привезли работы не только из ведущих музеев мира, но и из самых представительных частных коллекций. Подобное повышенное внимание объяснимо: в этом году исполняется 50 лет со дня рождения Баскиа. Но есть что-то странное в том, что с такой помпой справляется юбилей умершего от передозировки героина в 27 лет обитателя нью-йоркских помоек, граффитиста, чья жизнь была вызовом истеблишменту. Как и в том, что сегодня этот истеблишмент без сожаления тратит на симпатичные каракули Баскиа миллионы. По словам бывшего директора ArtBasel, а ныне главы Фонда Бейлера Сэма Келлера, которые приводит The Artnewspaper, «основные коллекционеры современного искусства рассматривают работы Баскиа наряду с Пикассо и Дюбюффе. Он был плодовит и произвел 900–1000 картин и 2000–3000 работ на бумаге». На ярмарке был Баскиа на любой вкус и кошелек. От раннего, 1981 года, в Edward Tyler Nahem Fine Art ($2,8 млн) и позднего, но маленького в Haas & Fuchs (1987, €380 тыс. за небольшую работу на бумаге) и в Bruno Bischofberger (1983, $6 млн за красный холст со смешным персонажем в короне) до большого за $12 млн в той же Bruno Bischofberger, где висела 5-метровая картина 1982 года «Голландские поселенцы» (Dutch Settlers). Были и совместные работы Баскиа и Энди Уорхола, например, «Третий глаз» в Bruno Bischofberger. Однако как не был бы интересен Баскиа для коллекционеров, больше, чем до кризиса, галеристы просить за него не решаются. Самая большая сумма, заплаченная за Баскиа на аукционе, составила $14,6 млн за работу без названия периода расцвета (1981 год).

Так что пока ученик не превзошел своего учителя Уорхола ни по количеству, ни по цене. Уорхол вообще стал чемпионом Базеля по числу предлагавших его галерей: его работы висели на 28 стендах. В самых разных ценовых категориях — от демократичных шелкографий ($250–1200 тыс.) до масштабных полотен из серии «Окисление» (Oxidation) за $18 млн в галерее Bruno Bischofberger.

Второе место по распространенности — у Пабло Пикассо. Его представили 23 галереи. За позднюю живопись Пикассо — «Женский портрет» (1962 год) — в Haas & Fuchs просили €3,4 млн, а за ранний рисунок 1901 года в галерее Гмуржинской — €450 тыс.

Цены на авангардистов на «Базеле-2010» были стабильно высоки: картина Эмиля Нольде «Подсолнухи 2» (Sonnenblumen 2, 1944) в Marlborough стоила €3,5 млн, работа Оскар Кокошки «Портрет Антона фон Веберна» (1914) — $4,5 млн, за афишу того же Кокошки в галерее Ubu просили €425 тыс. Русские авангардисты также были недешевы: поздний рисунок Николая Суетина (1931) у Гмуржинской — $150 тыс., скульптура Александра Родченко там же — $100 тыс.

По печальным обстоятельствам особое внимание уделялось работам Луиз Буржуа. Cheim & Read выставили ее позднее творчество: одна из самых перверсивных художниц напоследок написала нежные акварельные букеты ($1,4 млн), правда, тут же рядом и инсталляция из подвешенных страшноватых чучел, созданных из вещей, которые, как утверждают галеристы, носила сама Буржуа ($1,5 млн), и бронзовая небольшая женская фигура ($275 тыс.).

На стенде White Cube можно было наблюдать довольно комичную сцену: серьезные мужчины строго заглядывали в глаза бронзовому атлету с сигарой во рту и женскими признаками пола — таким скульптор Марк Квин увидел порнозвезду Бака Адамса (£200 тыс.). Недомужчина Квина явно перетянул на себя внимание от анатомически прекрасного ангела Дэмиена Херста (£1,5 млн).

Неподалеку в галерее neugerriemschneider показывали сольный проект британского художника Билли Чайлдиша, вечного соперника и гонителя YBA ­— Херста и компании, который концептуально выбрал для себя роль художника-живописца. Чайлдиш прославился больше не своим искусством, а демонстрациями протеста, которые устраивал против YBA с лозунгами «Акула в формальдегиде — это не искусство». Выступление Чайлдиша на «Арт Базеле» можно было бы назвать сверхуспешным: весь стенд Чайлдиша продался без остатка, в то время как возле работ его соперников было не так уж и много красных точек. Это, впрочем, не такая уж и сенсация, если обратить внимание на цены — £15–25 тыс. Говорят, что к его работам присматривалась Бьянка Джаггер.

Йоркширские терьеры Джеффа Кунса предлагались в L&M за $2,1 млн. Галерея Marian Goodman продавала белый восковой объект Мэтью Барни за $1,2 мнл.

Из последнего и модного на ярмарке были несколько работ дуэта Elmgreen & Dragset, поразившего посетителей прошлой Венецианской биеннале своей тотальной инсталляцией в павильоне Дании и Северных стран. В галерее Nicolai Wallner фотографии классических скульптур, одетые в модное нижнее белье, шли по €24 тыс., а в галерее Lisson чучело мышки, с ужасом взирающее на абстрактную скульптуру, стоило £25 тыс. Работа еще одного модного художника последнего поколения Джонатана Монка потянула на €26 тыс. Притом что Монк всего лишь прикрыл причинное место Чиччолины на фотографии из известной порнографической серии Джеффа Кунса «На небесах».

Из русских галерей в этом году в Базеле вновь приняла участие только галерея XL, которая успешно продала поролон Сергея Шеховцова «Война», шесть экземпляров бегущих электронных строк Аристарха Чернышова и Алексея Шульгина, а также договорилась о продаже их же башни 3D International. Вообще присутствие русских художников на ярмарке было немногочисленным, но вполне ощутимым. Галерея Kewenig из Кельна представляла работы Виктора Пивоварова (€45 тыс.) и Павла Пепперштейна (€25 тыс.), а женевская Scopia просила €450 тыс. за «Куда?» Эрика Булатова.