Милена Орлова

В Москве побывал Ханс Нойендорф, владелец и глава Artnet — крупнейшего мирового интернет-ресурса, специализирующегося на арт-рынке. Он объяснил Милене Орловой, как заработать за год €12 млн, посоветовал не верить бескорыстности коллекционеров и назвал имя самого бережливого российского галериста.

В: Расскажите, как начинался Artnet. В чем вы видели свою миссию?
О: Artnet начался в 1989 году с простой идеи — предоставить покупателям и продавцам произведений искусства точную информацию о ценах. Это было еще до широкого распространения высокоскоростного интернета, который стал доступен многим только после 1995 года. Наши первые клиенты получали доступ к базам данных с помощью телефонного модема, и это не всегда хорошо работало. В 1995 году я отправился в Нью-Йорк, чтобы на месте запустить работу компании, и тогда мы осознали, что интернет способен существенно расширить торговлю искусством. Нетрудно было понять, что новый цифровой век изменит работу арт-мира. Сайт artnet.com официально был запущен в начале 1996 года с базой данных цен, разделом, посвященным галереям и музеям, и с Artnet Magazine, который возглавил редактор Уолтер Робинсон. Я считал, что электронный журнал будет намного эффективнее печатного, поскольку сможет предоставить всем желающим бесконечное количество изображений и любую доступную информацию гораздо быстрее. Таким образом, главная идея состояла в улучшении коммуникации в мире искусства.

В: До запуска Artnet вы были галеристом?
О: Я много лет работал арт-дилером в Германии, но потом остановился, поскольку новое дело отнимало слишком много времени.

За время существования Artnet собрал богатейшую англоязычную базу о мировом рынке классического и современного искусства. В архивах Artnet итоги торгов почти 500 аукционных домов начиная с 1985 года. В базе содержится информация о более чем 4 миллионах сделок с произведениями 188 тысяч авторов: от старых мастеров до представителей новейших течений. Кроме того, Artnet предлагает информацию о рыночной истории 206 тысяч художников с древнейших времен до наших дней: для каждого приводятся данные об итогах прошедших торгов, сведения о том, как ранее продавались на аукционах его работы, какие произведения в настоящий момент выставлены на торги и кем, кто заинтересован в покупке. База данных по 2200 галереям в 250 городах по всему миру позволяет ранжировать институции тематически, географически и исторически. Artnet проводит онлайн-аукционы и имеет собственное сетевое издание. В 2009–2010 годах были запущены франко- и немецкоязычная версии ресурса.

В: Сейчас Artnet существует на трех языках для трех арт-столиц — Нью-Йорка, Берлина и Парижа. Вы собираетесь запускать русскую версию?
О: Ну, улучшение связей между западным и русским арт-миром было бы весьма полезно. На текущий момент из-за своего сложного политического прошлого Россия отстает. Но я считаю, что в короткое время Россия будет такой же процветающей в смысле искусства страной, как многие страны Запада. Я думаю, что здесь есть потенциал, я чувствую его везде. Я впечатлен энтузиазмом молодых людей на московской арт-сцене.

В: Вы имеете в виду художников?
О: Да. В России вы уже имеете аудиторию, хотя, возможно, еще не слишком большую. Так же было и с Artnet: эта сеть развивалась постепенно, а сейчас в нее входит 2200 галерей, что, конечно, намного больше, чем на самой крупной художественной ярмарке. Artnet к тому же имеет гораздо более широкую аудиторию — на сайт заходят миллионы посетителей. Не каждый из них покупатель, но эти люди могут стать покупателями. На artnet.com вся информация хранится в базе данных, и она может быть запрошена пользователями в различной форме. Например, у дилеров есть веб-сайты их собственных галерей со всеми каталогами и списками выставок. Пользователь может искать выставленные на продажу работы в галереях по всему миру и получить их единым списком. Artnet также отправляет своим клиентам сообщения о том, что новые работы интересующего их художника появились на аукционе или в галереях.

В: В Artnet может попасть любой или вы делаете какой-то отбор? Скажем, независимые художники могут размещать у вас свои сайты?
О: Наши клиенты — это в основном галереи. Но мы работаем и с отдельными художниками. Но, конечно, отбор существует: у нас очень сильная команда со специалистами по модернизму, современному искусству и фотографии.

В: Сильно ли пострадал Artnet от кризиса?
О: Это был тяжелый удар по арт-рынку. Главные аукционные дома сократили продажи на 70%, а множество небольших галерей закрылось. Доход Аrtnet в долларовом выражении упал на 7%, но из-за колебания курсов национальных валют в евро это падение составило всего 1%. Деловая жизнь в мире искусства стала вялой, но не прекратилась, а сейчас рынок восстанавливается. Немногие из известных галерей убрали свои веб-сайты с Аrtnet. Из московских галерей у нас есть веб-сайты DIEHL+GALLERY ONE, «Риджины», «Триумфа», XL и нескольких других. Единственной галереей, разорвавшей с нами контракт, стала Айдан-галерея. Ее владелица сказала, что Аrtnet слишком дорог. Она ошибается. Когда рынок сокращается, Аrtnet позволяет получить доступ к более широкому рынку, к коллекционерам во всем мире.

В: Судя по официальному отчету, в 2009 году Artnet заработал €12 млн. Из каких источников Аrtnet получает доход?
О: Главный источник — сеть галерей. Второй — база данных по ценам. Они обеспечивают примерно 40% наших доходов. Остальные 20% дает в основном продажа рекламы.

В: А что вы скажете об онлайн-аукционах Аrtnet? Можно ли их сравнивать с торгами главных аукционных домов?
О: Нет, они очень маленькие, крошечные. Это новый бизнес, который мы развиваем медленно и осторожно. Тем не менее уже добились некоторых успехов. Мы продали картину Ричарда Принса за $295 тыс., но продали и множество работ по низким ценам. В отношении онлайн-аукционов существует много предубеждений. К 1999 году несколько компаний, в том числе Sotheby’s, eBay и Artnet, вошли в бизнес онлайн-аукционов. Все их усилия по разным причинам провалились. Публика еще не была готова, интернет был еще слишком нов. Кроме того, люди любят посещать аукционные дома и общаться. Это образ жизни. Но онлайн-аукционы имеют множество преимуществ. Они проще, дешевле и быстрее. Когда-нибудь такие торги станут успешными. Онлайн-аукционы имеют низкие транзакционные издержки, примерно вполовину меньшие, чем у обычных аукционов, а расходы на страхование и доставку вообще отпадают.

В: Но многие покупатели предпочитают потрогать работы своими руками, осмотреть, чуть ли не обнюхать их…
О: Как выясняется, это не совсем так. За годы работы арт-дилером я обнаружил, что крупные коллекционеры покупают искусство по фотографиям. Они хорошо знакомы с работами интересующих их художников и часто покупают не отдельные объекты, а бренд.

В: Это печально для меня, как художественного критика…
О: Но вы же можете участвовать в создании этих брендов. Вы посвящаете свое время созерцанию искусства и размышлениям о нем. Большинство людей, не имеющих такой привилегии, чувствуют себя немного неуверенно и оглядываются налево и направо. И критик должен обеспечить таких людей ориентирами. Также работают и бренды: они дают своего рода гарантии того, что вы находитесь на правильном пути. Люди нуждаются в таких гарантиях, чтобы потратить кучу денег. Большинство художников стоят очень дорого, и вы не можете купить их работы просто потому, что они вам понравились.

В: Коллекционеры всегда говорят, что покупают произведения искусства только из любви к той или иной работе…
О: Они лгут. Значительные работы слишком дороги, чтобы полагаться только на этот подход. Коллекционеры должны принимать во внимание финансовые соображения — это реальность. Большинство коллекционеров знает, что у искусства есть рыночная стоимость. Именно поэтому мы разрабатываем индексы, например, для учета изменения стоимости работ художников в сравнении друг с другом и с другими финансовыми индексами. Так вы можете получить лучшее представление о динамике цен на арт-рынке.

В: Как вы думаете, каково будущее арт-рынка в онлайне?
О: Рост арт-рынка небезграничен. Искусство требует знаний, образования и опыта. Лишь небольшое число людей может себе это позволить.

В: А сами вы коллекционируете искусство?
О: Да. Когда у меня была галерея, я выставлял в ней то, что мне нравится самому. У меня есть друзья-художники и коллекции их работ. Например, у меня много работ художника из Лос-Анджелеса Роберта Грэма, который был моим близким другом на протяжении многих десятилетий. К сожалению, он умер полтора года назад. Ему было всего 70. Еще я хотел бы упомянуть Дэвида Новроса, абстракциониста из Нью-Йорка. Мне очень нравятся его работы. Другого художника из Калифорнии зовут Билли Эл Бенгстон, в моем берлинском доме есть две его большие картины и еще одна висит в моем нью-йоркском офисе. Есть и многие другие. Это большая привилегия — иметь возможность жить среди произведений искусства. И это большое удовольствие.