ЮЛИЯ ВИНОГРАДОВА о рынке комиксов

Любая энциклопедия скажет, что комикс – это всего лишь рассказ в картинках. В нашей стране, где традиция комиксов сводится к русскому лубку, «Окнам РОСТА», детским изданиям советского времени и журналу «Крокодил», мало кто считает этот жанр искусством. Вместе с тем во всем мире комикс воспринимается именно как часть contemporary art, недаром даже в собрании Лувра есть отдельная коллекция комиксов. А рынок оригинальных рисунков и изданий этих порой вовсе не веселых картинок впечатляет своими объемами.

Стенд с комиксами на ярмарке BRAFA

В Европе традиция рассказов в картинках сводится еще к Cредневековью и проходит через все Новое время. Однако комикс в его сегодняшнем виде появился в Старом свете только во второй половине XIX веке, а первым американским изданием в этом роде считается выпущенный в 1892 году комикс «Медвежата и тигр». XX век сделал комиксы одним из популярных жанров массовой культуры. Девятое искусство –  такое название закрепилось за рисованными историями (после шести традиционных видов искусства, кино и телевидения, которое искусством, увы, так и не стало). В XXI веке никто не считает комиксы детским жанром; слишком взрослые истории рассказывают порой их авторы – достаточно вспомнить, например, «Maus» Арта Шпигельмана про Холокост или недавний комикс Паскаля Фиоретто о Николя Саркози. Да и слишком внушительные суммы готовы выложить за редкие экспонаты почитатели этого искусства.

Если говорить о рынке комиксов, то сегодня существуют три региона их производства и три типа их восприятия. Первый представляет Япония, где комикс давно превратился в утреннее чтиво наряду со свежей газетой (судьба его заканчивается в том же мусорном ведре). Разнообразие комиксов тут обширно – есть свои комиксы не только для мужчин и женщин, но и для людей разных профессий, и для любителей разных видов спорта, для гомосексуалистов, домохозяек и т.д. Сами комиксы, часто выпущенные огромными тиражами на дешевой бумаге, интереса для собирателя не представляют. Да и рисунки к японским комиксам почти никто не коллекционирует: не столько потому, что обилие продукции делает их менее эксклюзивными, сколько из-за технологии производства. Это производство поставлено на конвейер: комиксы рисуют целые команды, где каждому принадлежит свой сегмент, а материалом служит целлулоид, который почти никогда не хранится.

Другая история с американскими комиксами. В США художник, придумавший очередного супергероя (а именно такие персонажи стали главными в американских рисованных историях), продает издательству все права на свою идею. Поэтому комикс и его действующие лица могут существовать десятилетиями, меняя художников, сценаристов, писателей. В коллекционировании таких комиксов ценятся не столько первоначальные рисунки (разве только если они принадлежат руке прославленного художника), сколько редкие издания. Аукционные рекорды это подтверждают. Так, в декабре 2011 года за $2,16 млн был продан экземпляр первого тиража комиксов о приключениях Супермена, ставший самым дорогим комиксом в истории. Когда это издание появилось в 1938 году, оно стоило всего 10 центов. А сегодня оно знаменито еще и детективной историей: комикс был якобы украден разборчивыми грабителями из квартиры актера Николаса Кейджа в 2000 году.

Экземпляр другого комикса, на страницах которого впервые появился супергерой Человек-паук, был продан за $1,1 млн на торгах интернет-аукциона ComicConnect год назад. А буквально в минувшем феврале на американском аукционе Heritage за $3,5 млн ушла коллекция из 345 комиксов; самым дорогим из них был 27-й выпуск сборника «Detective Comics» (1939), где впервые появился Бэтмен ($523 тысяч). Стоимость американских комиксов зависит от года выпуска, количества сохранившихся в мире экземпляров, того, что изображено на обложке (если главный герой – цена выше) и, конечно, имени художника, создавшего для издания рисунки. Например, комиксы о Супермене, над которыми работал Курт Свон, ценятся особенно высоко.

Но, пожалуй, самая интересная история касается французских и бельгийских комиксов, которые представляют собой еще одно явление в мире рисованных историй. В этом регионе комикс стал действительно авторским – история и ее персонажи живут столько, сколько живет их создатель. Никакого конвейера – над каждым комиксом работает один, максимум пара художников. Как отмечает Донасьен де Рошамбо, французский арт-консультант и коллекционер комиксов, живущий в России, «если в Японии новый комикс появляется примерно раз в неделю, а в США – раз в месяц, то во Франции новый комикс ждут не меньше года».

Поэтому, разумеется, в Бельгии и Франции сложилось особое отношение не только к самим изданиям, но и к оригинальным рисункам. Их продают в художественных галереях, на специальных аукционах и ярмарках искусства. Так, например, на ежегодной ярмарке BRAFA, которая прошла в минувшем январе в Брюсселе, участвовало сразу три галереи, специализирующихся исключительно на комиксах: бельгийская Champaka и парижские Galerie du 9ème art и Petits Papiers.

Продажу французско-бельгийских комиксов с молотка еще в восьмидесятые годы начал  аукционный дом Cornette de Saint Cyr. Но сегодня главным лидером в этой области считается дом Artcurial. Специальный отдел, посвященный комиксам, был открыт в Artcurial в 2005 году одним из совладельцев дома Франсуа Тажаном и известным экспертом Эриком Леруа. Только в 2011 году дом продал комиксов и оригинальных рисунков к ним на €6,5 млн, что, кстати, на 15% больше, чем в 2010-м. Последние тематические торги Artcurial, которые прошли в ноябре 2011-го, принесли €1,8 млн и показали продажи на уровне 85%. Ближайшие торги Artcurial состоятся 31 марта 2012 – на них будет представлено около 400 лотов.

Не очень дорогими рисунками (от сотни евро до двадцати тысяч) торгует и французско-бельгийский дом Millon, следующие торги которого пройдут в июне 2012 года. В июне же планирует провести свои первые торги комиксами и Sotheby’s — а уж если такой аукционный гигант взялся за эту область, то в будущем на рынке комиксов следует ожидать новых цен и рекордов.

Кстати, о ценах. На рынке можно найти комиксы и рисунки от нескольких сотен евро до нескольких сотен тысяч. Самым дорогим художником считается бельгиец Эрже (псевдоним Жоржа Реми), снискавший всемирную славу рассказами о приключениях журналиста Тинтина, которые и по сей день расходятся миллионными тиражами. Так, в 2008 году на торгах Artcurial тридцатисантиметровый рисунок гуашью и тушью с изображением Тинтина и его собачки Милу для обложки «Тинтина в Америке» 1932 года был продан за рекордные €754 тысяч (при эстимейте в €280 тысяч). А самым дорогим изданием, проданным на Artcurial, считается редкий комикс того же Эрже «Падающая звезда». Одна из пяти известных копий, опубликованных в 1943 году, была продана в 2009 году за €102 тысяч. Оба лота, по мнению экспертов Artcurial, являются произведениями искусства музейного качества.

Впрочем, дорого продается не только Эрже. На том же Artcurial в 2010 году за €315 тысяч был продан рисунок бельгийского художника Андре Франкена к комиксу «Гастон Лагафф», а в 2008 году за €300 тысяч ушел рисунок Хьюго Пратта к одному из комиксов «Корто Мальтезе».

Впрочем, как отмечает Донасьен де Рошамбо, коллекционеры не всегда ограничиваются только рисунками и редкими изданиями. Кто-то покупает еще и живопись тех художников, которые занимались комиксами, кто-то любит предметы, связанные с героями рисованных историй. Так, на последних торгах Artcurial за €144 тысяч была продана бронзовая скульптура, изображающая Тинтина, а за €55 тысяч –  изображение любимого франко-бельгийского героя, выполненное в резине.

Ну а самое полное представление о мире комиксов дает Международный фестиваль во французском Ангулеме, где собираются и художники, и коллекционеры, и продавцы, и просто поклонники рисованных историй. Которые точно знают, что интерес к девятому искусству растет с каждым годом. А вместе с ним растут и цены в этом специфическом сегменте арт-рынка.

Юлия Виноградова