Cемен Файбисович. Из серии «Очередь за водкой», 1990

Татьяна Маркина, ИД «Коммерсантъ»

Почему русское искусство второй половины ХХ – начала XXI века так плохо продается – или плохо покупается – на аукционах? Чья это проблема: продавцов, покупателей или  самого искусства?

Цены на западное современное искусство, вздувшиеся пресловутым пузырем, лопнули в первый же год кризиса. В 2009 году обороты мирового арт-рынка в этом разделе упали более чем на треть, а аукционные и вовсе вдвое. Но в прошлом году цифры почти вернулись к докризисным, в нынешнем и вовсе грозят поставить рекорд. А в целом бешеный рост цен на современное искусство шел последние десять лет, с начала 2000-х, и обороты за этот период увеличились почти на 100%.
Русское современное искусство было явлено западному арт-рынку легендарными торгами Sotheby´s 1988 года. Открытием следующего десятилетия было, что это искусство вообще есть. Открытием нового века – что его можно купить на аукционе. Хотя по-настоящему к массовому коллекционеру оно вернулось только в 2007 году, когда Sotheby’s снова устроил специализированные торги в Лондоне – с кабаковской работой «Чья это кружка?» на обложке каталога. На вопрос, почему Sotheby’s ждал 20 лет для того, чтобы повторить столь успешный эксперимент, глава русского отдела Джоанна Викери ответила: «Впервые за последние сто лет появилось такое количество русских коллекционеров».

Полностью текст Татьяны Маркиной читайте в журнале «Артхроника» в сентябре 2011г.