На вопросы «Артхроники» отвечает КСЕНИЯ ПОДОЙНИЦЫНА, куратор одного из проектов в рамках специальной программы III Московской международной биеннале молодого искусства
Ксения Подойницына курирует проект «Контриллюзии» («Галерея 21», 13 июля – 31 августа; ДК ЗИЛ, 15 июля – 31 августа).
Сколько вам лет?
24.
Кто вы по образованию? Учились ли вы дополнительно на куратора?
Я бакалавр по финансам и магистр по международному менеджменту. Дополнительного кураторского образования не имею. Но если есть знания, идея, понимание стратегии и умение управлять, то успех, как показывает практика, может улыбнуться. Безусловно, без знания специфики и понимания рынка не обойтись.
Какие проекты вы сделали до этого?
Своим главным результатом на сегодня считаю создание проекта по продвижению молодых российских художников и позиционированию российского рынка современного искусства как значимой составляющей в развитии глобального арт-рынка. Это «Галерея 21». Причем первый результат можно оценить уже год спустя – на Венской ярмарке 2012. Значит, образование, которое я получила в бизнес-школах, работает на практике.
В магистратуре я участвовала в разработке нескольких проектов, которые делали по заказу компаний. Лучшие предложения компании использовали в своем бизнесе. Например, компания «HY :: HIGH INFIDELITY, Electro Digital Dance Opera», занимающаяся продвижением нового музыкального направления, приняла стратегию фандрайзинга и выхода на международный рынок (в то время – Европа, Америка, Россия), которая была разработана нашей группой.
Сформулируйте в десяти словах, почему зрители должны прийти посмотреть именно ваш спецпроект в рамках Биеннале?
Работы наших авторов находятся в смысловой матрице искусства будущего (с).
Почему вы стали заниматься кураторской деятельностью, в чем видите свою функцию как куратора?
Мне интересно формировать концепцию, привносить свое видение в контекст, выбирать авторов. В результате ты видишь, как реализуются идеи, а замысел обретает реальную форму. В проекте «Контриллюзии» я куратор-менеджер, автором идеи и вдохновителем является Стас Шурипа. В будущем я планирую выступать в роли, скажем, куратора-интеллектуала, предлагать идею, концепцию, художников и концепцию экспозиции.
Как вы находите художников для своих проектов?
У «Галереи 21» есть пул художников, с которыми мы работаем сейчас, и художники, которые нам интересны в перспективе будущего сотрудничества. Для каждого группового проекта нужно выбрать работы, соответствующие концепции, или автора, который работает с нужным материалом или исследует интересующую тему.
Приходилось ли вам вмешиваться в работу художников, с которыми вы работаете? Были ли у вас конфликты с ними?
Конфликтов не было, так как все воспитанные и интеллигентные люди. Например, недавно мы со Стасом Шурипой устраивали встречи с художниками в «Галерее 21» и в ДК ЗИЛ. Художники показывали свои эскизы и просили совета, с кем-то из авторов мы обсуждали важные темы в деталях. Сотрудничество – это всегда диалог и умение слышать другую сторону.
Что для вас оказалось самым сложным и неприятным в организации выставок?
Не все художники воплощают свою идею так, чтобы она стала визуально доступной для зрителя. Надо уметь корректно донести концепцию автора, построить мостик взаимопонимания. Это непросто. Но приятно. А вот качество поставщиков услуг, а также техника и логистика, которые всегда за кадром, включая продакшн и транспортировку, всегда несут дополнительные риски. Это решаемо, но требует много внимания и времени.
Кто из российских или зарубежных кураторов вам интересен?
Каролин Кристов-Бакарджиев, Массимилиано Джиони, Ансельм Франк, Стас Шурипа, Сергей Огурцов, Алексей Масляев.
Какая выставка из тех, что прошли за последние два года, вам кажется лучшей с точки зрения работы куратора?
В соответствии с именами кураторов в ответе на предыдущий вопрос: dOCUMENTA(13), «Ego» Такаси Мураками, Биеннале в Тайбэе 2012 года «Global systemic crisis», «Дистанции» Натальи Зинцовой, цикл выставок «Нелокальные опытные модели», «Позволь мне быть частью нарратива» Таус Махачевой.
Какую книгу вы посоветуете прочитать молодым художникам?
«Карта и территории» Мишеля Уэльбека. В книге достаточно интересно описан рынок искусства, характеры, плюс захватывающий сюжет и достаточно иронии.
Какая музыка играет в вашем плеере?
ZAZ, Air и еще всякие радиостанции, которые я бессистемно переключаю кнопкой на руле машины.