Только что по одному из русскоязычных телеканалов показали сюжет о фальсификации на выборах: «пиратская» документальная съемка одной из попыток вброса фальшивых бюллетеней. И не важно, что каналом этим был «Евроньюс» – даже на нем подобные вещи сложно было себе представить еще месяц назад. Не осталось никакой возможности сомневаться, что в стране действительно происходит нечто серьезное и невероятно важное.

При всей их интенсивности, протестные выступления, разворачивающиеся после прошедших недавно выборов, конечно, не повод для идеалистических рассуждений о неотвратимых переменах или грядущей революции, а намерения протестующих все-таки оставляют место некоторым сомнениям и вопросам (их обсуждение – предмет отдельного серьезного разговора). Но за последнюю неделю невозможно отделаться от ощущения тотального события. События, от которого нельзя отстраниться и которое нельзя проигнорировать. Я ловил себя на мысли, оказываясь в городе днем, что меня удивляет спокойное поведение окружающих людей, а сегодня, обсуждая с коллегами в редакции текущие дела, с предметом этого текста не связанные, мы сами не заметили, как неожиданно наш разговор трансформировался в соответствующем направлении. Свои проблемы мы в итоге так и не обсудили, но, честно говоря, глубоко в душе они и не казались важными.

Вопрос «Идешь?» в разговорах со знакомыми художниками или фотографами сегодня казался практически излишним. Митинг против фальсификации выборов собрал в соцсетях более тридцати тысяч подписавшихся на участие, а первоначальное разрешение собраться лишь тремстам увеличилось на несколько порядков. События получили в арт-сообществе должную поддержку и надлежащее художественное обрамление. Белая лента, выбранная эмблемой митинга, стараниями Ивана Бражкина переместилась на красный фон и перекочевала на большинство аватаров в соцсетях. События, связанные с выборами – вроде судебных разбирательств с наблюдателями из организации «Голос» или последовавшего за оглашением результатов шествия «Нашистов», – нашли отражение в прекрасных рисунках Виктории Ломаско, по традиции выхватывающей из гущи процесса наиболее красноречивые моменты и характерные реплики участников. Не обошлось и без группы «Фемен», которая грудью – в прямом смысле – встала на защиту оппозиции. В сети появилось огромное количество дизайнерской продукции (прекрасные ее образцы – на сайте журнала «Как»), не говоря о многочисленных «фотожабах», каламбурах – и даже очередной анаграмме неподражаемого Германа Виноградова – и прочих фантазиях эпохи фотошопа и Web2.0, (интересующихся отсылаю к специальному сообществу на Facebook). И, как известно, плакат с Владиславом Мамышевым-Монро из последнего номера «Артхроники» тоже неожиданно стал протестным атрибутом.

Как заметил кто-то из коллег, атмосфера последних дней невольно будет задавать оптику восприятия любому происшествию или высказыванию (речь шла об открывшейся недавно выставке Никиты Алексеева). Но несмотря на массивное художественное сопровождение и даже различные сомнения, самым важным остается именно осознание возможности реального действия и активности – каким бы эпитетом их характеризовали, – а также чувство невероятной солидарности, слабо знакомое до недавних пор.

Валерий Леденёв, шеф-редактор сайта «АртХроники»

 

Инструкция для журналистов, работающих на массовых акциях
Правовые советы участникам митингов + пакет документов для суда
Инструкция митингующему