Борис Гройс читает лекцию возле памятника Абаю Кунанбаеву © Валерий Леденёв

АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ о том, что происходит в протестном лагере после его возвращения на Чистые пруды

Последняя неделя московских протестных акций прошла в нисходящем режиме. Формат оккупации постепенно начал меняться и дробиться. На Чистых прудах теперь сосредоточена культурная программа. На #Оккупайсуд — самые стойкие сторонники Pussy Riot, включая художника Тасю Круговых и до некоторого времени режиссера Василия Богатова. Площадку перед памятником Булату Окуджаве оккупировали в основном представители националистических течений. Во дворе Мосгордумы заседают жители московских общежитий, вытесняемые из своих квартир. С точки зрения культуры, безусловно, наибольшей интерес представляют Чистые. С точки зрения героики — терпящий уже не первое жесткое нападение #Оккупайсуд. Однако складывается ощущение, что обе стороны устали. Путин, не имеющий возможности идти на прямые уступки ради поддержания имиджа «сильного политика», и оппозиционеры, на данном этапе не готовые к длительной мобилизации, которая требует полной самоотдачи — в подобной ситуации на первое место выходят организации и общие вовлекающие проекты.

Благодаря арт-менеджеру Павлу Овчинникову на новоявленной культурной площадке возле памятника Абаю удалось провести первое громкое выступление — лекцию Бориса Гройса. Гройс к тому моменту уже успел несколько раз выступить перед московской публикой. Одна лекция прошла в Stella Art Foundation, вторая — в форме беседы с Дмитрием Гутовым на «Стрелке». Похоже, публичные лекции становятся одной из основных интеллектуальных тенденций времени. «Occupy, чтобы освобождать», – так звучит теперь требование времени. Очень приятно, что на этом фоне все более и более абсурдно смотрятся непомерно высокие цены — от 250 до 700 р. — за посещение лекции в наших государственных учреждениях культуры.

Беседа Гутова и Гройса, как и ожидалось, превратилась в спор о марксизме, причем на этот раз — о двух его интерпретациях, довольно оригинальных, хотя и известных главным образом лишь российским любителям искусства. Новые тексты самого востребованного на западе постсоветского интеллектуала обращаются к социологическим концепциям Владимира Фриче, получившим именование «вульгарный социологизм». По мнению Гройса, именно в нем выражена «бабушкина истина» марксизма — факт нашей зависимости от классовой и социальной позиции.

Фриче, которого в России, а тем более на Западе, знают только специалисты по советским двадцатым годам, может претендовать на статус очередной интеллектуальной провокации. Меня больше всего интересовало, что же для Гройса может являться «бабушкиной истиной» от современного искусства? Ответа от самого философа я не получил, но мои подозрения подтвердил Гутов, которого я встретил после лекции в субботу. Конечно, такой истиной является концептуализм и его принц – Илья Кабаков, так как именно концептуальное искусство акцентирует контекст и социальные предпосылки своего возникновения.

Лекция Гройса на #ОккупайАбай была недолгой. Философ сосредоточился на возможности разделения политики и искусства, а также на интересе к новым формам социального существования. Все просто – производите новые формы жизни, а не продукты потребления. Еще Гройс отметил, что #ОккупайАбай напоминает ему андеграундную культуру семидесятых, и эти практики, безусловно, надо поддерживать.

Если честно, я не совсем понимаю, как уживаются Фриче и другие сильные гройсовские интерпретации марксизма с движением «оккупантов», главным образом черпающим свое вдохновение в делезианской школе мысли. Но как бы то ни было, благословение от главного нашего интеллектуала получено. Теперь необходимо развивать успех, что уже делается. Почти каждый день проходят публичные лекции, а в ближайшее время начнут функционировать школа гражданской журналистики и проект «Карта гражданских инициатив». Похоже, что граница между искусством и жизнью все сильнее смещается в сторону последней. Как и предполагалось, наступает время просветительских проектов, готовых в любую секунду порвать с искусством, перейдя границу в направлении жизни / политики. Будем следить за происходящим!

Арсений Жиляев — художник