Александра Новоженова

Галерея искусств Зураба Церетели, Москва, 1 декабря 2009 – 24 января 2010

Выставка посвящена 70-летию мастерской монументальной живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова. Монументальную мастерскую суриковского института основал Александр Дейнека, чьи мозаичные панно на станции метро «Маяковская» и росписи в Театре Советской Армии первыми приходят на память, когда речь заходит о советской монументалистике. Организаторы выставки обещали показать некие уникальные произведения, хранящиеся в фондах Суриковки и неизвестные широкому зрителю. В том числе работы самого Дейнеки и его ученицы и преемницы на посту руководителя мастерской Клавдии Тутеволь. Но это, конечно же, было лукавством. Любой, кто знаком с жизнью худвузов, понимает, что их фонды пополняются в основном за счет пятерочных дипломных работ. Не знакомы они широкой публике прежде всего потому, что знакомиться с ними абсолютно незачем. А ни одной работы Дейнеки на выставке нет. Есть только навранная по цветам репродукция со всем известной мозаики из цикла «Сутки Страны Советов» со станции «Маяковская». Кстати, набирали мозаики этого цикла по эскизам Дейнеки в Ленинграде, в Академии художеств, и было это еще до основания мастерской, в 1938 году. В качестве утешения имеется парочка ученических обнаженок 60-х годов, натурщиц для которых, по слухам, расставлял сам мастер.

Из наследия Клавдии Тутеволь показывают только грязно-зеленые пейзаж и натюрморт и дрянное воспроизведение самой известной ее мозаики с фасада Института физкультуры, построенного по проекту Бориса Иофана. А между тем эта художница единственная из мастерской, не считая самого Дейнеки, вошла в историю советской монументалистики. Никто из создателей наиболее представительных образцов жанра в 50–80-е — Борис Тальберг, Дмитрий Мерперт, Даниил Эльконин, Андрей Васнецов — в мастерской не учился.

Зато третье поколение представлено исключительно подробно. Большую часть экспозиции составляют работы двух профессоров: Евгения Максимова, нынешнего руководителя мастерской, и Ивана Лубенникова, который почти единолично отвечает в Москве за оформление новых станций метро. На выставке заодно можно ознакомиться и с его станковым творчеством, в котором он смело отплывает от фирменного суриковского реализма, но не может выбрать, к чему причалить.

Также можно увидеть множество работ недавних выпускников мастерской. Все они, безусловно, умеют писать, особенно натуру. Но при этом обнаруживают несколько утрированную зависимость от культурного контекста: кто-то работает под Кустодиева, кто-то под Борисова-Мусатова, другие стилизуют под парсуну, встречаются также натюрморты в духе «если бы Матисс старался». Любопытно посмотреть на немного монструозную выпускную композицию молодого гиперреалиста Валерия Улымова, который выставлялся в галерее XL.

Если традиции Дейнеки в монументальной мастерской продолжают, то только в смысле получения крупных госзаказов. И хотя нового плана монументальной пропаганды не объявляли, он кажется все-таки существует. Добрую половину экспозиции составляют копии церковных фресок, проекты росписей храмов. Есть даже дипломная мозаика, предназначавшаяся для кабинета патриарха Алексия, и эскизы росписей, которые профессор Максимов с бригадой суриковцев выполнял в храме Христа Спасителя. В таком благочестивом контексте оказывается не совсем понятно, зачем нужно доказывать свое творческое родство с Дейнекой. Ведь совершенно неизвестно, что сказал бы о теперешнем положении дел в мастерской главный карикатурист журнала «Безбожник у станка».