Елена Федотова

Fondazione Sandretto Re Rebaudengo, Турин, 23 сентября 2010 – 27 февраля 2011

Пожалуй, тот редкий случай, когда русское современное искусство за границей выглядит респектабельно. По-европейски. Скромно и со вкусом. И никаких красных звезд, матрешек, хохломы, балалаек и медведей. Никакого ай-на-нэ. Лишь безупречно экспонированные работы — практически каждому художнику был отведен особый зал — в девственно белых интерьерах одного из лучших фондов Италии. Экспозицию собрали кураторы Ирене Кальдероне и Франческо Бонами, курировавший основной проект 50-й Венецианской биеннале. Именно Бонами выбрал двадцать участников выставки из восьмидесяти, отобранных предварительно арт-директором фонда «Виктория» Терезой Мавика. Фонд, принадлежащий главе «Новатэк» Леониду Михельсону, и стал инициатором проведения выставки.

Кураторы хитроумно назвали выставку «Модерникон», сохранив за собой свободу действий в выборе работ. Модерникон — неологизм трудно определимого значения, скорее игра смыслов вокруг слова «модерн»: модернизма — как направления в искусстве и модерна — как искусства современного. Получилась широкая панорама русского искусства, в которую попали как художники, в меру сил своих переосмысляющие искусство модернизма, так и художники, анализирующие живую современность. При этом кураторы отметили в пресс-релизе, что особенно их интересовала новая тенденция в русском искусстве: возвращение к пластическим ценностям после долгого периода акционистских и концептуальных практик 1990-х.

Никто не будет отрицать, что поколение 1990-х давно уже не строит баррикад и не инспектирует разные странные события, а занимается искусством более материального свойства. В главном зале выставили работы четырех таких авторов. Бронзовые червячки Анатолия Осмоловского (увеличенные слепки, полученные в результате сжатия кисти руки) составили пару работам его ученика Давида Тер-Оганьяна, теперь занимающегося живописью, — на черно-белых картинах изображена карта Африки, на которой отмечены изменения государственных границ, происходившие в последние годы. А витиеватые объекты Дмитрия Гутова из гнутого железа (овеществленные картины Рембрандта, которые возможно увидеть только с фронтальной точки зрения, с остальных они превращаются в абстракции) спорили по виртуозности линии с графикой Павла Пепперштейна из его книги «Весна».

Большая часть экспозиции отдана на откуп молодым. Многих из них также увлекает работа с формой и качеством материала, как Арсения Жиляева, делающего абстрактные конструкции из ДСП. Коллажи Анны Паркиной явно напоминали о плакатах 1920-х годов. В видео Алины Гуткиной о современных звездах андерграундной музыки никакого намека на модернизм уже нет вообще.

Однако встреча с Европой не обошлась без курьезов. Андрею Кузькину не позволили делать без страховки перформанс, во время которого он висел под потолком зала в гамаке. В страховочном бандаже вид художника выразительно диссонировал с его скульптурами из хлеба под общим названием «Человек естественный». А завершился вернисаж совершенно русским жестом — перформансом Елены Ковылиной, которая попыталась «взять на понт» VIP-персон. Ковылина усадила за стол самого Леонида Михельсона, комиссара Московской биеннале Иосифа Бакштейна и владелицу фонда Патрисию Сандретто за чашку чая и в какой-то момент подожгла скатерть. Надо сказать, что этот опасный опыт полностью компенсировал отсутствие бесшабашного русского духа на по-европейски благопристойной выставке.