Мария Семендяева, КоммерсантЪ

«Винзавод», Москва, 5–31 октября 2010

Выставка в Большом винохранилище «Винзавода» устроена довольно примитивно: все видеоэкраны однотипны, картинка проецируется из деревянных ящиков, про которые при входе настойчиво напоминают, что они хрупкие и садиться на них не надо. В каждом зале — по видео, ходи себе и смотри. Видосы по большей части хорошо знакомые — Вячеслав Мизин и Александр Шабуров пускают петарды из штанов, катаются на машине, кувыркаются с голыми девушками, и так далее. Хотя есть и не слишком знаменитые работы, но все этюды на тему Венеции, водки, русских сериалов и фильмов про Гарри Поттера на месте. Даже ловишь себя на мысли: неужели это те самые, что придумали поместить на березовую аллею целующихся милиционеров? При виде короткометражек «Синих носов» кажется, что они занимаются исключительно видео. Они — своеобразные олеги кулики от видеоарта: где еще увидишь звериный оскал русского искусства во всей его неприкрытой витальности?

Выставка скорее напоминает настоящую ретроспективу в кино, где никто не ждет, что ты купишь абонемент сразу на все фильмы. Но по-настоящему выбрать все равно нельзя и приходится по очереди заходить во все отделения огромного каменного мешка, наблюдая становление художественного языка «Синих носов». Нет нужды рассказывать, что они сделали и какого качества медийным блеском покрылись с тех пор, как обнародовали свои первые видеоработы. Вот, например, сюжет про арт-фюрера, который повелевает матерным трактатом уничтожить всех критиков и псевдохудожников. Текст читает Вячеслав Мизин, а с критиками Бажановым и Мизиано «Синие носы» жестоко расправляются с использованием фотошопа и монтажа. Это беспримесное, балаганное удовольствие — видеть, как Виктору Мизиано взрывают голову. Что-то настолько низовое, что духу не хватит самому попробовать смастерить такое видео, а смотреть здорово. Это явление того же порядка, что шаржи на одноклассников или университетский капустник — покидая учебные заведения, мы все реже можем себе позволить так радостно хохотать над примитивными шутками из области физиологии.

И в голову тут же лезут всякие неприятные мысли о том, что пока русское искусство было простым, как пять копеек, и голым, как коленка, с него и взятки были гладки. Но стоило ему подняться над этим уровнем и попытаться играть на всеобщих основаниях, как обаяние улетучилось. Какими прекрасными были ранние работы «Синих носов» и как скучны работы группы, например, «Синий суп». Самоирония Мизина и Шабурова была и, как бы они ни менялись, остается их главным козырем, связывающим их с временами, когда в актуальном искусстве все было немного проще и намного веселее.

«Видео на коленке» как жанр имеет размытые границы, но главная его отличительная черта — вседоступность. Как фильмы Чарли Чаплина или произведения русского лубка, видео «Синих носов» смешно и ребенку, и профессору искусствоведения. Не зря шрифт этих короткометражек похож на шрифт комикса Андрея Бильжо про Петровича, а большинство сюжетов — на цирковую клоунаду. Другое дело, что в рамках ретроспективы эту уникальную черту можно было бы обыграть и получше. К сожалению, пока что гулкие залы винохранилища с сиротливо висящими тут и там экранами выглядят пустыми без подвыпивших богемных толп и банкетных столов, ломящихся от бутылок. Хотя, как знать, может быть, это свойство самих работ, которые приобретают ненужную серьезность, будучи оставлены наедине с собой.