Елена Федотова

С 1 по 5 декабря в пятнадцатый раз прошла Московская художественная ярмарка «Арт-Манеж». Разнообразием ее ассортимента была поражена Елена Федотова.

«Ну кто тебя к “Айдан” пустит? Было бы нам чуть меньше тридцати…» — два не очень молодых художника в растянутых свитерах, слегка подшофе, громко обсуждали стратегию продвижения своего искусства с «Арт-Манежа» куда-нибудь в более благоприятное место. И их можно понять. Сколько ни упрекай «Арт-Москву» (где выставляется галерея «Айдан») в разных грехах, но и она казалась «Арт-Базелем» по сравнению с тем, что творилось на «Арт-Манеже».

«Арт-Манеж» — самая стабильная ярмарка, она практически не меняется много лет. Пусть недоброжелатели говорят, что это салон, сувенирная лавка и вообще Содом и Гоморра. Но зато какое фантастическое удовольствие для любителей треш-культуры. Их легко было опознать по странноватым улыбкам и маниакальному блеску в глазах. Какие котики, цветочки, лошадки! Джефф Кунс немедля застрелился б от зависти, попади он в этот потерянный рай, в котором художники сами не ведают, что творят. То, что выставляется на «Арт-Манеже», безусловно, намного человечнее, чем так называемое современное искусство. Во-первых, много живописи, а это, понятное дело, первый признак настоящего искусства. Во-вторых, на картинах много женщин и, что приятно, вовсе не модельной внешности, а таких зеленовато-фиолетовых пышных дам. Не раздражает опять же. Да и сюжеты этих картин всем понятны — танцы-шманцы, мужички с гармошкой, сизые алкаши, жалостливые бомжи с трогательными собачками, как в проекте «Широка страна моя родная» Сергея Сорокина. На «Арт-Манеже» собрали не то чтобы произведения, но скорее чудеса искусства, которые невозможно увидеть где-либо в другом месте, потому что на Арбате или в переходе на Крымский Вал картина бедствия все-таки не столь масштабна. Одним из таких чудес стала огромная серебряно-золотая голова Леонардо, украшавшая стенд галереи «4 колеса». Оказалось, гипсовая голова пролежала у художника Владимира Колесникова в мастерской тридцать лет. Грешным делом, подумалось, что лепил он в 1980 году Карла Маркса, но, глядя в честные глаза художника, нельзя было не отказаться от этой лукавой мысли.

Галеристы «Арт-Манежа» так же изобретательны и остроумны, как те, кто придумал abibas

Заметно, что галеристы, выставлявшиеся в «Арт-Манеже», следят за последними трендами. И так же изобретательны и остроумны, как те, кто придумал abibas. Нет больше Stella Art Gallery (галерея превратилась в фонд), зато появилась галерея Stella’s art, которая представляет художницу Стеллу Шалумову. И художники галереи «Черная шляпа», хотя и пишут банальные пейзажи, явно поглядывают на концептуалистов — эпические полотна продавались под лозунгом «32 597 километров пленэра — меняю всю коллекцию на внедорожник». Но больше всего воображение поразила галерея «Смыслы», на стенде которой выставлялась картина «Ответы», где обнаженная дамочка (современная Венера?) с мелированием парила в облаках.

Удивительно было встретить на этом празднике жизни галерею «Желудьхоумпрожект». Пуританские объекты из гнутого прута Ани Желудь, участницы прошлой Венецианской биеннале, выглядели на «Арт-Манеже» как существа с другой планеты. Зато ее железные елочки здесь можно было купить всего за тысячу рублей. Приятным исключением стал и стенд «Галереи на Гоголевском» с работами шестидесятников — Олега Целкова (€55 тыс.), Владимира Немухина (€30–50 тыс.), Бориса Свешникова (€70–120 тыс.) и тиражной графикой Ильи Кабакова (€2–3 тыс.). Art National Gallery выставила работы члена группы «Маковец», экспрессиониста и мистика Сергея Романовича. Хирург и коллекционер Михаил Алшибая, который в основном собирает ветеранов-нонконформистов, впервые показал редкие ранние работы современных художников. Получилась довольно пестрая компания из Авдея Тер-Оганьяна, Андрея Бартенева, Вадима Захарова, Сергея Шутова, Константина Батынкова. Галерея «Культпроект» выставила инсталляцию художника Сергея Якунина по мотивам творчества обэриутов. Художник реконструировал эскиз Владимира Татлина к неосуществленной постановке пьесы Введенского и Хармса «Моя мама вся в часах».

Но, пожалуй, наиболее интересный проект этого «Арт-Манежа» — коллекция наивного искусства недавно умершей Ксении Богемской, одного из главных специалистов по «примитивам». На стенде показали действительно редкие коллекционные вещи — многоярусные, как египетские росписи, картины Павла Леонова ($20 тыс.), людей с ружьями Александра Лобанова, сказочных зверей Алевтины Пыжовой, которую называют русской бабушкой Мозес. Еще одним сюрпризом ярмарки стал некоммерческий проект Тамбовской областной картинной галереи, где показали малоизвестные работы Кончаловского и Дейнеки.

Словом, на «Арт-Манеже» был представлен большой спектр искусства. Но прежде всего, конечно, нельзя не отметить, что никакие мировые катаклизмы не заставят многотысячную армию членов МОСХа и других официальных объединений перестать писать букеты и лепить собачек. Так что корабль плывет.