Елена Руденко

Алхимик современной живописи

11 июня в Кельне умер от рака художник Зигмар Польке. Его и при жизни называли классиком.

Художник родился в Нижней Силезии в 1941 году, уже в 1953-м семья эмигрировала в Западную Германию. Окончив в Дюссельдорфе Академию изящных искусств в 1963 году, молодой художник выступил на арт-сцене с собственной эффектной концепцией нового направления — «капиталистического реализма», генетически связанного с поп-артом и абстракцией. В своем творчестве Польке использовал заимствованный у соотечественника — Бертольда Брехта — теат­ральный прием остранения. Знаменитые абсурдные надписи, украшавшие его работы («Чтобы огурцы подольше сохраняли свою свежесть, их, предварительно поблагодарив, нужно покрасить»), ведут свое происхождение от симультанных текстов сюрреалистов.

В шестидесятые Польке писал картины на мебельной ткани, обоях, лоскутных одеялах, издевался над рекламой, перерисовывал от руки газетный растр. Черно-белые точки огромного растра в сочетании с абсурдными текстами долгое время были визитной карточкой Зигмара Польке.

К 1969 году относится программная работа «Высший дух приказал: закрасить черным верхний правый угол», на которой зритель и видит черный угол на белом фоне. Здесь Польке иронизировал над расхожими представлениями о высоком предназначении художника.

Следующее десятилетие было отдано активным поискам, в которых он забирался иногда очень далеко — в Афганистан, Юго-Восточную Азию, Новую Гвинею. Польке начал осваивать языки современного искусства. Поставив на живописи окончательный крест, Польке искал ей замену, закрывшись в лаборатории. Венцом поисков стал его триумф на Венецианской биеннале 1986 года — «Котел алхимика». На стене павильона была нарисована абстрактная композиция, цвета которой менялись в зависимости от времени суток, влажности, температуры и количества зрителей.

Аттракцион удался на славу — жюри присудило сумрачному германскому гению «Золотого льва», за автором на долгое время закрепилось почетное звание «Алхимик современной живописи», и в этом рекламном прозвище была доля истины. Зигмар Польке, подобно Ионатану Леверкюну, отцу манновского доктора Фаустуса, ставил в своей творческой лаборатории (в прямом смысле) бесконечные эксперименты, в надежде проникнуть в тайны, если не бытия, то хотя бы искусства. Он работает с красками и фотоэмульсией, чтобы изображение проявлялось на материале, как бы без участия автора, пропитывает ткань особым составом, чтобы сделать ее прозрачной, смешивает лаки, нитрат серебра, барий, метанол или спирт на поверхности картины, пытаясь сделать ее «саморазвивающимся организмом», получить художественного гомункула, живущего настоящей, физической жизнью.

В конце восьмидесятых к Зигмару Польке приходят всемирная слава, богатство и почет. Персональные выставки в США, Амстердаме, Бонне, Берлине. Несколько лет подряд он был первым номером в иерархии современных художников по версии немецкого экономического журнала Capital. В феврале 2007 года картина Польке «Пляж» (1966) была продана на аукционе Sotheby’s за £2,4 млн.

Зигмара Польке показывали в 1997 году в Русском музее в Петербурге и в 2001 году в Музее личных коллекций в Москве. Кратковременная выставка гуашей ажиотажа не вызвала. За истекший период у нас появилось несколько могущественных центров современного искусства, не исключено, что кто-то из них предоставит москвичам возможность лучше познакомиться с творчеством классика.