МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА побывала на церемонии вручения премии «Инновация» 9 апреля в московском «Манеже»
Каждая новая церемония вручения премии «Инновация» стремится удивить ко всему привычных критиков и художников-номинантов и придать рутинному процессу вручения денег и призов хоть какое-то разнообразие. В этом году затейники-организаторы превзошли сами себя, устроив в «Манеже» совершенно инфернальный перформанс.
Церемонию вела гигантская проекция ведущей телеканала «Дождь»Анны Монгайт, которая выглядела даже не как человек, а как киборг из футуристических фильмов. Правда, до конца выдержать холодный тон ей не удалось, и в какой-то момент огромное лицо с задника сцены скорчило милую гримасу со словами «Привет, мамочка!», когда на сцену выходила директор «Манежа» Марина Лошак, и антиутопия превратилась в фарс. Помимо прочего, звуковое сопровождение церемонии обеспечивал орган и детский хор, что придавало происходящему совсем уж запредельный градус веселья. Нельзя же сидеть с серьезным лицом, когда министр культуры выходит на сцену под музыкальную тему из фильма про Дракулу, а дети высокими чистыми голосами распевают на все лады «могиииииила, могиииииила». В части развлечения публики также был удачно задействован поэт Андрей Родионов, который читал тематические стихи перед каждой новой номинацией.
Что касается награждения лауреатов, тут все прошло слаженно, без сучка без задоринки. Лауреаты бодро шагали по белому подиуму прямо к светящейся сцене, говорили милые слова и трогательно улыбались. Премию за вклад в развитие современного искусства получил Эрик Булатов, которому зал аплодировал стоя. Заслуженный приз за поддержку современного искусства получила Ирина Прохорова и фонд Михаила Прохорова, который она возглавляет. В номинации «Теория, критика, искусствознание» награда ушла Елене Петровской за книгу «Безымянные сообщества».
Среди награжденных преобладали немосковские проекты – о чем во вступительной речи сказал директор ГЦСИ Михаил Миндлин, заключив, что номинация «региональный проект» уже себя несколько изжила. Действительно, лучшим кураторским проектом стала выставка Ярославы Бубновой «Самое себя глаз никогда не видит» – основной проект II Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, в номинации «Новая генерация» победил Иван Плющ с инсталляцией «Процесс прохождения», показанной в рамках все той же Уральской биеннале, а в самой главной номинации – «Произведение визуального искусства» – победила опера группы «Провмыза», поставленная в Нижнем Новгороде.
Итог всему этому торжеству региональных проектов подвел художник и куратор Илья Долгов, получивший приз в той самой номинации «Региональный проект», и в своей речи призвавший обосновавшихся в Москве художников из других городов «возвращаться домой».
Мария Семендяева – корреспондент ИД «Коммерсантъ»