Партитура пьесы Джона Кейджа 4'33''. Изображения с сайта johncagetrust.blogspot.ru

Партитура пьесы Джона Кейджа 4'33''. Изображения с сайта johncagetrust.blogspot.ru

Музей современного искусства Нью-Йорка приобрел в свою коллекцию манускрипт партитуры пьесы Джона Кейджа «4’33’’». Об этом сообщает The New York Times.

Пьеса «4’33’’» – трехчастное сочинение Кейджа, его длительность соответствует названию. Первая часть составляет 30 секунд, вторая – 2 минуты 23 секунды и третья –  1 минуту 40 секунд. На всем протяжении «исполнения» сочинения участники ансамбля не извлекают звуков из своих инструментов. По замыслу автора, содержанием каждого из трех фрагментов станут те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время «прослушивания» композиции.

Премьера пьесы состоялась 29 августа 1952 года в Вудстоке. Ее исполнил Дэвид Тюдор. Во время исполнения произведения двери концертного зала были открыты. Содержанием первой части, таким образом, стал звук ветра, второй – шум дождя, а во время заключительной части, согласно книге Кальвина Томкинса, «началось невнятное бормотание аудитории и прочие звуки, “не предусмотренные композитором”».

На сегодняшний момент известны четыре версии партитуры, одна из которых – оригинал, представленный в Вудстоке, – утеряна. Другой трехстраничный манускрипт, датируемый 1953 годом и посвященный художнику Ирвину Кремену, был подарен автором художнику в 1953 году по случаю дня рождения последнего. Содержание пьесы в нем передано графическими линиями, расстояния между которыми соответствуют длительности тишины в каждой из частей «4’33’’» (7 дюймов приравниваются к 56 секундам). Именно он и был приобретен в коллекцию MoMA бизнесменом Генри Крависом, посвятившим этот дар своей жене Мари-Жозе Друэн, президенту музея.

Кроме того, существуют еще две версии партитуры под названием First Tacet Edition и Second Tacet Edition. Первый вариант напечатан на печатной машинке. Он содержит римские цифры, слово tacet (муз. «пауза»), а также примечание самого Кейджа, описывающее первое исполнение пьесы: «работа может исполняться любым музыкантом или музыкальным коллективом и длиться любое количество времени». Второй вариант идентичен первому с той разницей, что пояснительное замечание касается манускрипта Кремена.

Джон Милтон Кейдж (1912—1992) — американский композитор, художник, теоретик искусства. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, одна из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ столетия.

Выставка «Эксперименты Джона Кейджа и их контекст» в рамках международной программы празднования юбилея композитора пройдет в фонде «Екатерина» с 23 ноября по 28 января. Другой выставочный проект «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» начнет работу в ГЦСИ 28 декабря и продлится до 28 января.

Источник: The New York Times