Копия «Моны Лизы» из музея Прадо (фрагмент) © theartnewspaper.com

Копия «Моны Лизы» Леонардо, хранившаяся в музее Прадо, оказалась работой одного из учеников художника, созданной еще при жизни мастера. Как сообщает The Art Newspaper, к таким выводам пришли хранители фондов музея, которые провели исследование части работы под слоем черной краски, нанесенной в тех местах, где на оригинале изображен пейзаж позади фигуры Моны Лизы.

Как выяснилось в ходе исследования, на картине из музея Прадо также присутствует пейзаж, который становится все более заметным по мере удаления специалистами красочных слоев. Детали композиции, разработанной Леонардо для оригинальной работы, претерпевают некоторые изменения. Это касается прежде всего спинки стула, на которую опирается Мона Лиза, а также кружевных оборок по краям ее платья.

Ранее специалисты музея не придавали данной работе высокого значения. Ее не включили в каталог и считали лишь одной из многочисленной копий, созданных после смерти мастера в XVI и XVII веках. Это было связано главным образом с отсутствием на картине пейзажа. К тому же считалось, что работа выполнена на дубовой доске, крайне редко используемой в Италии, в силу чего ее приписывали автору из Северной Европы.

Однако год назад было установлено, что картина нарисована на доске из древесины грецкого ореха. Во время конференции в Национальной галерее в Лондоне, которая не освещалась в прессе, специалисты объявили, что черная краска возникла на картине уже после ее завершения. Тогда же были представлены фотографии работы, с которой удалили около 90% процентов черного слоя. Возникло предположение, что данная копия рисовалась почти одновременно с оригинальной «Моной Лизой».

Технический специалист Прадо Ана Гонсалес Мосо представила доклад, доказывающий факт того, что картина из собрания музея создавалась в мастерской Леонардо. Бруно Моттен, главный хранитель Центра исследований и реставрации музеев Франции, предполагает, что картину рисовал один из любимых учеников мастера. В качестве возможных претендентов он называет Андреа Салая, пришедшего в мастерскую в 1490 году и ставшего любовником Леонардо, или Франческо Мельзи,  ученика художника с 1506 года.

Куратор музея Прадо Мигель Фаломир выдвинул гипотезу, что пейзаж на картине был закрашен с целью придать работе сходство в портретами, который висели в Королевском Алькасаре в Мадриде, где некоторое время находилась работа.

В середине февраля, после окончательного удаления вторичного слоя, картина будет выставлена в самом музее, а затем поедет в парижский Лувр на временную выставку «Последний шедевр Леонардо: Святая Анна» (29 марта — 25 июня).

Источник: theartnewspaper.com