Сегодня в Москве открывается проект «>10» – двенадцать групповых выставок на разных площадках Москвы, где будут выставлены одинаковые работы. В рамках проекта художники-организаторы попросили критиков, работающих в разных изданиях, ответить на вопросы специальной анкеты. На сайте «Артхроники» на вопросы отвечают ГЛЕБ НАПРЕЕНКО и ВАЛЕРИЙ ЛЕДЕНЁВ

Проект «>10» представляет собой набор групповых выставок, открытых одновременно в различных выставочных пространствах города. Во всех выставках, вне зависимости от места проведения, экспонируются идентичные работы в едином экспозиционном решении. Проект реализуется инициативной группой художников, которые также являются авторами выставляющихся произведений.

Время работы выставок:
12 июня – 17.00
13-14 июня, 12.00–19.00

Участники: Варвара Геворгизова, Надежда Гришина, Михаил Заиканов, Владислав Кручинский, Елена Мартынова, Анастасия Потемкина, Анастасия Рябова, Наталья Серикова, Максим Спиваков, Валентин Фетисов, Владислав Шаповалов, Ваня Бражкин, Алекс Булдаков.

Пространства,  в которых пройдет выставка:
1. Всероссийский музей ДПИ (ул. Делегатская, д. 3)
2. Галерея «Комната» (ул. Неглинная, д. 29/14)
3. Галерея Random (ул. Поварская, д. 20)
4. Галерея XL (4-й Сыромятнический пер., д. 1 / 6)
5. ЦТИ «Fабрика», зал «Артхаус» (Переведеновский пер., д. 18)
6. Институт проблем современного искусства (Сретенский б-р, д. 6 / 1)
7. Культурный центр ЗИЛ (ул. Восточная, д. 4 / 1)
8. Московский музей современного искусства (Гоголевский б-р, д. 10)
9. Московский музей современного искусства (ул. Петровка, д. 25)
10. Московская школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко (2-й Красносельский пер., д. 2)
11. ЦТИ «Fабрика», Цех отделки (Переведеновский пер., д. 18)
12. Laboratoria Art & Science (пер. Обуха, д. 3)

Вопросы:
О – Что вы могли бы сказать о проекте «>10» на основании информации, указанной в  пригласительном? Что вам напоминает этот проект?
Д – Назовите максимальное количеcтво выставок, которое вам доводилось посетить в день.
Е – Приходилось ли вам писать более одной рецензии на одну выставку? (Если да, уточните).
Ж – Планируете ли вы посетить более одной выставки  проекта «>10», зная, что на всех занятых в проекте площадках реализовано единое экспозиционное решение c одинаковым набором работ?
З – Назовите пять принципов идеальной выставки.

 

Валерий Леденёв 

0 – Из присланной информации вырисовывается пока только общая направленность проекта с его критикой перепроизводства событий в современном художественном ландшафте. Интерпретация довольно поверхностная и слишком серьезная, чтобы на ней настаивать. Остальное нужно смотреть уже на выставке – вообще-то я не люблю разгула фантазии на основе пресс-релизов.
Из рассылки, уведомляющей об открытии новой выставки, среди прочего важно понять, что за работы войдут в проект – новые или старые, как они сделаны и пр. Примечательно, что в данном случае акцент принципиально смещен: в глаза бросается в первую очередь повторяемость, а не содержание вещей (как человек подозрительный, начинаю видеть в этом подвох).

Д – На последней «Документе» мой рекорд был, кажется, 7 выставок в день. Но это не то, к чему надо стремиться – по крайней мере, я так считаю.

Е – Нет, не приходилось.

Ж – Нет, все, боюсь, не обойду. Я сходил посетил бы «крайности»: сначала самые конвенциональные музейные места (ММОМА), потом – более камерные (галереи Random и «Комната»).

З –

– не нужно стесняться экспликаций и текста на стенах. Если какие-то реалии заведомо непрозрачны для зрителя, надо с ним коммуницировать и пояснять герметичные моменты;
– выставка не должна быть набором иллюстраций к словарю, этикетки не должны быть интереснее работ;
– выставка должна быть такой, чтобы о ней можно было говорить, обсуждать, полемизировать. В этом смысле она может быть неудачной, может быть «просто выставкой хороших работ» и т.п. – каждый конкретный случай дает свою уникальную диспозицию;
– в другие дни выставка должна быть такой же, как и в день открытия (если, конечно, это не работы Урса Фишера, Джованни Ансельмо или др., которые разрушаются со временем). Если нормально ее можно посмотреть только на вернисажа, это однодневная акция, и восприниматься будет соответствующе (хотя и здесь возможны варианты, разумеется);
– в любом случае выставка зависит от работ, так выделять особые критерии здесь – все равно что рассуждать о природе идеального искусства, а это заведомый проигрыш.

 

Глеб Напреенко

0 – Мне вспоминаются: типовая советская застройка, фабула «Иронии судьбы», риенактменты своих выставок, которые проводил музей Ван Аббе, копия выставки «When attitude becomes form» Харальда Зеемана на нынешней Венецианской биеннале; книженции: «Повторение и различие» Делеза, «Произведение искусства в век его технической воспроизводимости» Беньямина и «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» Краусс, отождествления во сне или околосонном состоянии нескольких разных пространств друг с другом, «один слон и один слон – два слона, два слона и один слон – три слона». А также «Президиум ложных калькуляций».

Д – Смотря что считать выставкой. Считать ли отдельной выставкой национальный павильон на Биеннале? Можно ли приравнять к посещению выставки посещение церкви с росписями? В общем, так или иначе, вряд ли это число превысит для меня 10 штук. Мне этот вопрос напоминает вопрос из беседы сюрреалистов о сексе – там они выясняли, сколько у кого максимум за одну ночь с женщиной было оргазмов, и восхищение вызвал (забыл, чей) скромный ответ: два.

Е – Нет, не приходилось; более того, я сам этого избегал. Надо мной довлела догма штучности высказывания. Здесь еще сказывается логика СМИ, которые предпочитают оригинальные тексты, предполагая, что критик, который уже о чем-то однажды написал, не сможет написать об этом радикально иначе. Потому обычно редакторы даже избегают заказывать подобные дубли.

Во всем этом много условности, поддерживающей доверие образу индивидуального автора, однократно высказывающего свои уникальные мысли. Однако нередко используешь мысли, выработанные в других статьях и рецензиях (не обязательно твоих собственных), в новых текстах вплоть до повторения формулировок. Ни один текст не оригинален – мысли кочуют между авторами, такова логика письма в противовес идее о первотворящем голосе-логосе. Но идея о единичном и целостном авторе незаменима для сегодняшней культурной индустрии.

Все то, что я тут сейчас написал, тоже неоригинально до банальности: это компиляция общих мест усредненного Фуко-Деррида, нашей с Сашей Новоженовой статьи «Шейте гребенкой» и так далее.

Ж – Да, конечно, ведь смысл проекта именно в повторениях и различиях, а не в единичной выставке.

З –

1) Она не должна стремиться быть идеальной.
2) Ее авторы должны сознавать, что самое ценное в выставке – связи внутри и вовне нее, отношения, и именно их нужно стремиться воспроизвести \ показать \ создать.
3) Она должна мыслить себя лишь переходной точкой, не вполне замкнутой и не вполне конечной.
4) Она должна повторяться точь-в-точь одновременно не менее чем в 10 пространствах.
5) В ней должны участвовать Варвара Геворгизова, Надежда Гришина, Михаил Заиканов, Владислав Кручинский, Елена Мартынова, Анастасия Потемкина, Анастасия Рябова, Наталья Серикова, Максим Спиваков, Валентин Фетисов, Владислав Шаповалов, Ваня Бражкин, Алекс Булдаков.