Музейный гидБлаготворительный фонд Владимира Потанина в программе «Первая публикация» выпустил путеводители по 16 музеям страны. В издательском проекте приняли участие Государственный Эрмитаж, а также победители конкурсов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2003–2011) и «Первая публикация» (2007–2011). Для каждого музея выпущена отдельная брошюра, они выполнены в едином стиле и собраны в один футляр.

В первый выпуск путеводителей вошли 12 брошюр, посвященных музеям или их филиалам:

• Приморский музей имени В.К. Арсеньева ( Владивосток);
• Музей «Фридландские ворота» (Калининград);
• Музей коломенской пастилы (г. Коломна Московская обл.);
• Музей «Огни Москвы» (Москва);
• Покровский собор, филиал Государственного Исторического музея
(Москва);
• Музейно-выставочный центр «Находка» (г. Находка, Приморский край);
• Музей изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск);
• Детский центр «Болотная, 13», филиал Государственного музея политической истории России (Санкт-Петербург);
• Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня», филиал Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург);
• Арамашевский краеведческий музей (с. Арамашево, Свердловская обл.);
• Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (Тульская обл.);
• Ярославские храмы XVII века, филиалы Ярославского музея-заповедника (Ярославль).

Четыре брошюры посвящены отдельным музейным коллекциям:

• Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Ярославская обл.) — коллекция чертежей и рисунков так называемого Дивана русского быта (1850—1860‑е);
• Музей-усадьба имени Ф.И. Тютчева «Мураново» — собрание портретов семьи Энгельгардтов, владельцев Мурановской усадьбы на рубеже XVIII–XIX веков;
• Музей-заповедник «Красная Горка» (г. Кемерово) — серия репортажных «индустриальных» конструктивистских снимков фотографа Спиридона Бывшева со строительства в 1930–1932-х годах Кемеровского коксохимического завода (КХЗ);
• Городской музей (г. Ангарск, Иркутская обл.) — коллекция уникальных западно-европейских часов XVIII — начала XX века.

«Одна из главных идей издания — сочетание полной справочной информации о музее и эссеистического подхода к описанию музейных коллекций, – говорится в пресс-релизе проекта. – Основные тексты “Музейного гида” — это эссе о музее, его экспозиции (филиале) и его самых ярких проектах <…> и эссе об отдельных музейных коллекциях».

В путеводителе коллекции раритетов представляют хранители, а о музеях рассказывают их посетители, историки искусства, журналисты и культурологи. Очерки иллюстрированы фотографиями.

В сентябре на Винзаводе прошла выставка «Музейный гид» – кураторская выставка представит интерпретацию шести проектов — победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».