На монтаж инсталляции «Муха» через неделю после открытия основного проекта Московской биеннале прилетели Фло Орткрасс и Ханнес Кох, двое из троих участников британского коллектива дизайнеров rAndom International. «Артхроника» расспросила Фло Орткрасса о том, что делают новейшие электронные технологии с искусством.

— Почему ваша работа монтируется уже после открытия основного проекта?

Мы приехали к открытию биеннале. Но все, что мы везли с собой, задержала таможня. Они решили, что наш багаж больше похож на промышленное оборудование, чем на искусство.

— Каждый из вас троих считается директором rAndom International. Как вы делите обязанности между собой?

Когда появляется хорошая идея, мы втроем обсуждаем ее в студии. Сообща решаем, где взять время и деньги. И дальше работаем по разным направлениям. Ханнес отвечает за pr и контакты, Стюарт занимается программным обеспечением и электроникой. А я сам — ответственный за сборку. Директор матчасти.

— Журнал Observer назвал вас среди десятка лучших дизайнеров Великобритании. Вы занимаетесь в первую очередь дизайном или искусством? Есть ли для вас разница между этими понятиями?

Мы об этом не задумывались. Мы не говорим себе: сегодня делаем дизайн, а завтра искусство — мы просто делаем то, что нам нравится. Возможно, разница в том, что дизайн служит для массового производства и практического использования. А мы придумываем прототипы вещей, которые могли бы быть, и об их назначении еще стоит задуматься. Так моя бабушка всегда спрашивает — для чего это нужно? Зачем эта штука?

— Что-нибудь из ваших «прототипов» ушло в массовое производство?

Да, две вещи. «Pixel tape», которую мы придумали в 2008. Прототип находится в коллекции MoMA. Это клейкая лента для записей, на которую нанесен трафарет для знаков, как в электронных часах. Вы можете записать на ней что угодно,  пользуясь трафаретом. И «Temporary graffiti light can», цифровой аналог банки спрея для граффитистов, выпускалась как игрушка. На разработку автоматического роллера для нанесения граффити мы получили годичный грант в Helen Hamlyn Research Centre. Это было 7 лет назад. Пока что мы не нашли производителя для этого устройства.

— Пользуясь этими приборами, человек берет на себя функцию устройства вывода электронной машины?

Да, именно так! И это очень удобно для инди-людей, которые смогут перенести изображение на любую поверхность при помощи компьютера, а не рисуя каждый раз вручную.

— Считаете ли вы, что искусство, чтобы быть современным, должно быть основано на электронных технологиях?

Искусство — это что-то новое. Именно новое больше всего интересует людей. Сейчас новое — это, скорее всего, машина, которая взаимодействует с человеком.

— И каков результат этого взаимодействия?

Мы стараемся обнажить функцию объекта, которая раскрывается в движении. Инсталляция «Муха», которую мы привезли на Биеннале, это не просто муха, посаженная в прозрачную коробку. Самыми минималистичными средствами мы показываем динамику ее перемещений в пространстве, воссоздаем характерные черты насекомого.

— «Муха» и другие динамичные инсталляции наделены зачатками искусственного интеллекта?

Я не называл бы это искусственным интеллектом. Если это интеллект, то подражательный. У них есть запрограммированные поведенческие реакции. Движения мухи и зеркал в инсталляции «Audience» зависят от перемещений зрителя.

— Кажется, что ваши конструкции живут сами по себе, но все же эта псевдожизнь требует участия человека?

Эти объекты взаимодействуют с человеком, и без его внимания не существуют. Смысл в том, что они заставляют человека придумать их функцию, пытаться понять, что это такое, как оно работает и для чего. Люди не очень хорошо разбираются в технологиях и часто ведут себя как дети, когда непонятный предмет реагирует на их действия. Это может быть чрезвычайно забавно.

— Это больше напоминает дизайн окружающей среды, чем произведение искусства.

Да, именно так.

Вопросы задавал Арсений Штейнер

Работу rAndom International «Муха» можно увидеть в Центре дизайна «Artplay на Яузе».