ИРИНА КУЛИК об американском классике ленд-арта Уолтере де Мария (1935 – 2013)
25 июля в Лос-Анджелесе в возрасте 77 лет скончался художник Уолтер де Мария.
Работы Уолтера де Мария – своего рода вселенская «палата мер и весов», эталоны которой – всевозможные мили и километры – художник подвергал различным трансформациям. Он словно устраивал полевые испытания абстрактным единицам, экспериментальным путем доказывая, как удивителен тот факт, что километр или миля остаются неизменными и универсальными, каковы бы не были обстоятельства их материализации.
В 1968 году он создал «Рисунок длиной в милю» – две эфемерные параллельные линии, начерченные мелом на песке пустыни Мохаве. Замысел этой работы, первого ленд-артного произведения Уолтера де Мария, восходит еще к 1962 году. Изначально художник хотел возвести в пустыне две стены длиной в милю – бессмысленные, но оттого не более преодолимые, барьеры. В 1977 году для «Документы» в Касселе он создал «Вертикальный километр» – латунный стержень диаметром 5 см и длиной 1 км, помещенный в узкую шахту, которую на протяжении нескольких месяцев бурили на площади перед музеем Фридерицианум. А в 1979 году он разрезал километр на пятьсот двухметровых медных брусков, чтобы вместить его в пространство галереи («Сломанный километр»).
Произведения Уолтера де Марии словно бы располагаются на границе умозрительного и физического мира, абстракции и реальности, концептуализма и ленд-арта. Таков, например, его «Проект трех континентов» (1969), состоящий из траншей длиной в милю каждая, вырытых на западе и востоке Индии, на юге и севере Африки и на западе и востоке США. Вместе они должны образовать крест, вписанный в квадрат. От этой работы должны были остаться фотографии, сделанные со спутника. Но из-за геополитических сложностей проект так и не реализовался. Уолтер де Мария даже побывал в алжирской тюрьме, куда его посадили по подозрению в незаконной торговле нефтью, когда он вел работы в Сахаре.
В мире есть еще немало следов, оставленных художником и представляющих собой не столько отметки в пространстве, сколько его искусственно созданные искажения. Среди его перманентных инсталляций есть не только невидимый «Вертикальный километр», но и очень зрелищная «Земляная комната». Впервые де Мария заполнил галерейное пространство свежей землей в Мюнхене в 1968 году. Тогда он работал под девизом « Pure Dirt. Pure Earth. Pure Land» («Чистая грязь. Чистая почва. Чистая земля»). В 1977 году проект был повторен в Нью-Йорке, где находится и по сей день. Трудно даже представить, сколько раз за 35 лет пришлось засыпать свежей землей 336 кв. м галереи на Манхеттене. Рассыпчатый, влажный, благоухающий чернозем в белоснежном выставочном зале производит сильное впечатление, тем более что подниматься в «Земляную комнату» нужно на третий этаж. Впору подумать, что, пока ты брел по лестнице, прошли века, и Нью-Йорк успел уйти на несколько метров под землю.
Открыта для посещения и самая, наверное, знаменитая инсталляция Уолтера де Мария «Поле молний» в пустыне на западе Нью-Мехико – лес громоотводов на поле площадью один километр на одну милю. Чтобы посмотреть инсталляцию, нужно проделать трехчасовой путь от Альбукерке и провести в инсталляции сутки (меньше нельзя) в компании с другими постояльцами без всяких электронных приборов. Никакой гарантии, что молнии, в качестве ловушки для которых выстроена инсталляция, все-таки будут, конечно же, нет. Но, возможно подлинным опытом для зрителя будет не сама небесная светомузыка, но ее ожидание (подобно акциям группы «Коллективные действия», смыслом которых было «пустое действие»).
«Seen/Unseen Known/Unknown» (2000) – название этой работы Уолтера де Мария, представляющей собой две отражающиеся друг в друге огромные сферы из отполированного до зеркальности гранита, объясняет сквозной сюжет многих его работ, находящихся в зазоре между видимым и незримым, известным и неведомым. При всей своей концептуалистской рациональности работы Уолтера де Мария требуют от зрителя своего рода веры, пусть даже и в очевидные вещи. Например, в то, что громоотводы рано или поздно неминуемо притянут молнии, или в то, что в площади перед Фридерицианумом и правда забит километровый гвоздь.
«Я верю в то, что дважды два – четыре», – говорил мольеровский Дон Жуан. В случае Уолтера де Марии даже математическая очевидность вроде того, что 500 брусков длиной в два метра каждый и правда образуют километр, обретает особую истовость. На нынешней Венецианской биеннале его «Экстаз Аполлона» (1990) – вариации на тему «Сломанного километра», закрывали экспозицию основного проекта в Арсенале. Но рациональное «аполлоническое» тут не противостояло всевозможному «дионисийству», которого было немало на выставке, изобиловавшей работами аутсайдеров и визионеров, но, скорее, демонстрировало свою способность к исступлению.
Ирина Кулик