«Артхроника» поговорила с куратором спецпроекта по поддержке молодых российских художников «Старт» на «Винзаводе».

Мария Калинина © «Старт»

Мария Калинина © «Старт»

– Какое у вас образование и профессиональный бэкграунд? Как вы стали  заниматься современным искусством? Учились ли специально где-нибудь на куратора?

Я закончила академический вуз, у  меня классическое художественное образование. В школьные годы ходила в Клуб юных искусствоведов в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ведущие специалисты музея рассказывали об искусстве в диапазоне от Месопотамии до Поллока. На последнем году обучения нас решили познакомить с актуальным искусством и повели по мастерским художников. Мне дико не понравилось общение с этими интеллектуальными снобами, и я решила ограничиться чтением зарубежных журналов по искусству, которые частенько пачками выбрасывались на крыльцо Иностранки.

После института занималась архитектурой, а современное русское искусство меня тогда мало интересовало. Случайно Юля Аксенова попросила помочь ей с экспозицией выставки «Новая старая холодная война». Потом меня пригласили работать в ЦСК «Гараж» на Образцова. Поступила в ИПСИ и начала принимать участие в разных мероприятиях с молодыми художниками.

Специально на куратора я не училась, но те области знания, которые у меня есть, вполне дают возможность работать над проектами.

– Какие выставки вы курировали и над какими проектами работали до того, как пришли на «Старт»?

С 2010 года я сокуратор проекта «ЖИР» вместе с Татьяной Волковой. В частности, работала над международным фестивалем  «Медиаудар» (2011 год).

В 2011-м в Санкт-Петербурге делала исследовательскую выставку – проект о состоянии российского образования в области искусства в рамках международного форума, посвященного художественной критике. В марте 2012 года курировала вместе с Иваном Новиковым выставку молодых художников «Извините, давайте я попробую в следующий раз?». Этим летом совместно с Таней Волковой открыли выставку-концерт  «Тишина – это смерть».

– Вы довольны качеством присылаемых заявок?

У проекта есть своя интерактивная  экспертно-выставочная площадка – портал projectstart.ru. Участники портала имеют возможность показывать здесь свои работы авторитетным экспертам, публике, посетителям сайта, а также быть в курсе происходящих событий в мире искусства и самого проекта «Старт». Каждый желающий может прислать проект на рассмотрение Экспертного совета. Заявок довольно много, но действительно интересных – единицы. Зато каждого из этих художников можно назвать самородком.

Таисия Круговых. Кинотеатр для мигрантов © «Старт»

Таисия Круговых. Кинотеатр для мигрантов © «Старт»

– Чем вы руководствуетесь, когда отбираете художников для новых выставок? Каковы ваши приоритеты как куратора?

В первую очередь обращаю внимание на художественные наработки, идеи. Также немаловажно желание художника доработать проект, – зачастую молодые авторы представляют проекты в незаконченной форме – над которым нам еще предстоит потрудиться. Естественно, хотелось бы сделать все размеренно, более основательно. Но в этом вся специфика «Старта», куратор работает с тем материалом, что присылают сегодня и сейчас.

– Выставки проекта «Старт», которые вы уже сделали (Таисия Круговых – «Кинотеатр для мигрантов» и Игорь Самолет – «Пар»), имели очевидный политический уклон и социальную ангажированность. Означает ли это, что «Старт» ждет политический крен?

События прошедшего года отразились на всем обществе. Художников волнуют и беспокоят социально-политические проблемы. Политика стала играть существенно более важную роль в культуре, чем раньше, а концепция площадки «Старт» подразумевает показ актуальных художественных процессов.  С выставки «Кинотеатр для мигрантов» Таисии Круговых мы начали новый сезон. За счет экспозиции в форме кинотеатра стало возможно восполнить потребность людей в общении с теми, кого не замечаешь и не воспринимаешь в обыденной жизни.

Вторая выставка Игоря Самолета «Пар» была направлена на раскрытие природы коммуникации между людьми. Художник анализирует эту проблему через мрачную картину современных городских реалий. В своих фотографиях он ставит под сомнение возможность существования равноправных отношений. Можно только догадываться, какие темы предложат следующие художники. Пока из присылаемых заявок ясно, что политическая проблематика уходит на второй план.

– Вы будете учитывать опыт предыдущих кураторов, работавших над  проектом?

Конечно. Мне бы хотелось раскрыть те области, которые оставили без внимания мои предшественники. Интересны художники, работающие с еще не освещенными на площадке областями искусства – фотография, разного рода исследовательские и междисциплинарные проекты. Очень не хочется, чтобы площадка ассоциировалась с ограниченным набором медиа. Интересно показать авторов, разрабатывающих новые формы художественной практики.

Игорь Самолет. Пар © «Старт»

Игорь Самолет. Пар © «Старт»

– Можете вы ли сейчас, исходя из того, что  уже видели (среди заявок или на выставках  не только «стартовских»), дать какую-нибудь  характеристику молодому поколению художников, начинающих работать над своими первыми проектами?

Сегодня одной из самых ярких отличительных черт молодых художников становится постоянный процесс выстраивания  отношений с окружающей действительностью. Стратегии создания герметичных миров не популярны у нового поколения. Для них не существуют строгих, непоколебимых  художественных авторитетов. Возможно, они не оглядываются на опыт предыдущего поколения, так как хотят говорить о чем-то сугубо личном.

– Стратегии каких кураторов (российских и зарубежных) вам наиболее близки?

Сейчас я изучаю наследие Альфреда Барра. Вспоминая классиков, можно сказать, что мне интересно воплотить мысли прошлого.

На данный момент меня больше интересуют альтернативные художественные проекты. Например, в Нью-Йорке существует площадка Apexart, работающая с новыми кураторскими стратегиями. Также  с большим интересом слежу за проектами таких кураторов, как Иоанна Мытковска, Габриэль Кнапштейн, WHW.

– Что влияет на вас в профессиональном плане – книги, выставки, фильмы или какие-то явления окружающей вас жизни?

За последние три месяца кураторской деятельности, я думаю, на меня сильно повлияли художественные практики американских минималистов. Сейчас для меня  особенно важно наследие Роберта Раймана. Из понравившегося – выставка польского скульптора Алины Шапочников в МоМА, последний фильм Кена Лоуча «Доля ангелов». Еще заново открыла для себя критические статьи Карела Чапека.

– Вы работаете сейчас еще над какими-то проектами, кроме «Старта», может быть, готовите новые выставки?

Готовлюсь делать выставки за рубежом с русскими молодыми авторами. Вообще, я не сторонница заявлять о планах, которые до конца не прояснены. Поэтому анонсы следующих проектов будут в свое время!

– 2012 год заканчивается…  Вы можете подвести его итоги не только для арт-сообщества, но и в более широком смысле? Повлияет ли это на ваши планы как куратора в будущем году?

2012 год стал переломным – общество раскололось. Последний год можно считать проигранным, в том числе и художественное сообщество не сумело отстоять свою свободу. Из всего этого можно сделать один вывод: нужно очень постараться, чтобы окончательно не застрять в этой трясине.