Художник ВЛАДИСЛАВ ШАПОВАЛОВ побеседовал с участниками проекта Люси Фонтен о коллективном авторстве, отсутствии любых стратегий как основной стратегии, правильном политическом искусстве и миланских арт-институциях, которых лучше бы не было и вовсе

Люси Фонтен – вымышленное имя, воображаемая идентичность, за которой скрывается группа молодых художников, кураторов и критиков, живущих в Милане, Лос-Анджелесе и Токио. Люси Фонтен, открывшая в 2007 году одноименное выставочное пространство в Милане, описывает себя как «арт-работодатель», который обеспечивает занятость своих сотрудников. На вопрос о числе участников проекта Люси Фонтен, цитируя «Тысячу плато» Делеза, Гваттари, отвечает, что у нее всего два арт-работника, «а поскольку каждого из нас – несколько, то набирается целая толпа».

 

В каких отношениях состоит Люси Фонтен с Клэр Фонтен? Связана ли она как-то с художником Лучо Фонтана?

Однажды кто-то сказал, что Люси Фонтен – это безрассудная младшая сестра Клэр Фонтен. Помимо мифологической связи между ними есть и официальные отношения. Они сделали несколько совместных проектов. На выставке «Исключение» в Green Gallery в Милуоки каждая из них показала по одной своей работе и еще одну работу, сделанную совместно, – неоновую надпись «работодатель» которая, мигая, превращалась в слово «работник».

В стокгольмском арт-центре Iaspis Люси Фонтен организовала серию дискуссий и выставок под общим названием «Корпус работ». Мероприятия из этого цикла были посвящены проблемам творчества, авторства и труда в современной системе культурного производства. В одной из дискуссий принимали участие Клэр Фонтен. Возможная связь с Лучо Фонтана не более чем приятная случайность.

Когда Люси Фонтен появилась на свет и чем она занималась изначально?

Есть мнение, что Люси Фонтен родилась в 1980-х в городе Кольмар во Франции. Некоторые говорят, что потом она училась в Италии и стала интересоваться местным контекстом. Некоторые из ее сотрудников пишут сейчас ее автобиографию. Следите за новостями!

Чем был продиктован выбор такого необычного формата коллективной работы? 

Едва ли этот формат необычен, истории известны подобные случаи, начиная с Гомера и заканчивая многопрофильной «открытой репутацией» Лютер Блиссет, которую делили между собой сотни художников и активистов. Не говоря уже о Шекспире. Слова «коллектив», как и слово «сотрудничество», описывают явления, больше не существующие  в реальности. Люси Фонтен предлагает работу, которая с одинаковым успехом может быть сделана сотнями работников или одним, а еще лучше двумя. «Работа вместе» отличается от «сотрудничества» тем, что это состояние сознания, а не образ действия.

Можно ли рассматривать Люси Фонтен как произведение искусства?

В той же мере, в какой мы верим в демократию и свободные интерпретации, вы вольны рассматривать Люси Фонтен как произведение искусства, если вам так угодно.

Какова финансовая модель, позволяющая жить такому сложному организму? 

Финансовая модель Люси Фонтен – избегание любых моделей. У нас все проекты разные, поэтому трудно найти одно решение и описать его. Отношения Люси и ее работников можно охарактеризовать буквально как процесс обмена труда на деньги, на труд или на что угодно еще. Это позволяет проекту оставаться открытым самым разным моделям и стратегиям. Если бы Люси была художником, она бы занималась чем-то конкретным, в данном случае производством искусства. То же самое, если бы она была куратором, писателем или редактором. Но поскольку Люси Фонтен – разносторонний работодатель, тесно сотрудничающий с разными работниками, то возможно все, и все еще может измениться.

Готова ли она к испытанию славой и деньгами?

Я полагаю, она готова ко всему, даже если кажется, что слава, деньги и успех – это не ее случай.

Люси Фонтен – это некоммерческое пространство для выставок в нескольких городах, куратор, художник, коллекционер, галерист, арт-группа и коллективный проект. Что удается Люси лучше всего, а что совсем не получается?

Вы сначала заявляете что-то о Люси Фонтен, а потом начинаете в ней сомневаться. Кажется, у вас уже есть ответ на ваш вопрос.

Я знаю, что Люси Фонтен живет и работает в самых разных местах. Почему для нее было важно открыть нон-профитное пространство именно в Милане?

Первые двое ее работников жили именно в Милане, поэтому и решили, что городу такое место просто необходимо.

В чем преимущества и сложности работы в Милане и в современной Италии вообще?

Преимуществ никаких нет, именно поэтому и было решено открыть пространство здесь. Но это не значит, что Люси как-то особенно связана с местным контекстом. Она не перестает быть международной и открытой платформой и работает как с итальянскими художниками, так и с авторами из других стран. Любопытно, что вы употребляете термин «современная» применительно к Италии.

На самом деле в Италии нет ничего современного или «контемпорари». Италия – это немолодая леди, которая не умеет стареть с достоинством. Миланская арт-сцена состоит из множества разных голосов, которые борются за выживание в бесплодном и недружелюбном окружении. Здесь нет институций для их поддержки, а существующие таковы, что лучше бы их и не было. Люси Фонтен является чем-то особенным, не в последнюю очередь за счет своей изменчивой натуры, но тем не менее она старается налаживать диалог с другими реальностями.

В чем заключается кураторская стратегия Люси Фонтен?

Стратегия здесь – избегание любых стратегий. Каждый проект приспосабливается к контексту и развивается в соответствии с ним. Возможно, единственным стабильным элементом является пространство в Милане. Но даже оно меняется: Люси Фонтен сменила четыре разных места в городе. Поэтому сложно описать, как выбирались художники, которых она показывала. Наверное, руководствовалась инстинктом.

Расскажите о нескольких проектах Люси Фонтен, которые дают представление о ее методах, пристрастиях и интересах.

Все проекты важны, очень трудно что-то выбрать. Можно упомянуть две последние выставки. Первая была приурочена ко дню святого Валентина и открылась одновременно в двух галереях. Все работы состояли из двух частей, одна находилась в одной галерее, другая – во второй. Люси Фонтен всегда стремится создавать необычные комбинации понятий и идей из разных областей человеческого знания. Она может свободно смешивать диалектику раба и господина, идею диптиха в искусстве, биологический симбиоз и спор о природе, противоречия между маоистами и другими философами в Китае в 1964 году.

На этот раз в центре ее мозговой распущенности находится любовь и процессы капитализации чувств как самая яркая манифестация того, что в современном мире различия между материальным и нематериальным утрачивают какое-либо значение. Вторая выставка «i-n-v-e-n-t-o-r-y» пыталась продемонстрировать, что понятия «запас» или «резерв» содержат в себе идею «изобретения» или «открытия». Принято считать, что это противоположные понятия, но между ними существует  связь подобно тому, как в английском inventory можно найти invent.

Зачастую проблематизация авторства, изобретение новых принципов коллективной работы, создание независимых инициатив – прерогатива социально ангажированных художников. Можем ли мы сказать, что Люси Фонтен – социально ангажированный, критически настроенный художник?

Социально ангажированное, критическое, политическое искусство представляются терминами из далекого прошлого. Часто «политическим» или «критическим» называют искусство, которое включает в себя «политические» или «социальные» элементы только на уровне содержания. Еще чаще такое искусство не ставит под вопрос систему, в которой оно успешно распространяется. Учитывая, что именно эта система должна являться основной целью любой критики, все эти манипуляции можно называть как угодно, но не «политическими». В той же степени, в которой голосование является политическим актом, политическое искусство является своего рода фольклором. Клер Бишоп в книге «Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship» (фрагмент книги был опубликован в журнале «Артхроника» № 5,  2012. – Артхроника) пишет, что «все искусство является политическим». Можно продолжить ее мысль, добавив, что политическим является не все искусство, а только хорошее.

Вопросы задавал Владислав Шаповалов