Журнал «АртХроника» публикует  в зимнем номере ежегодный рейтинг Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве. Чтобы составить этот список за 2011 год, редакция пригласила 17 экспертов, которые представляют разные полюса в арт-сообществе.

Рейтинг «АртХроники» интересен не столько как соревнование одних и тех же тяжеловесов, сколько как индикатор появления новых сил. В этот раз 15 имен из 50 вошли в список самых влиятельных впервые – это художники, критики и арт-менеджеры.

 

РЕЙТИНГ ТОП-50

1. Роман Абрамович и Дарья Жукова
Основатели «Гаража» второй год подряд удерживают первое место в рейтинге «Артхроники». «Гараж» сохраняет репутацию главного места силы в Москве. Пусть почти все гаражные выставки выписаны из других музеев, зато первого эшелона – как МоМA в Нью-Йорке или Музей Виктории и Альберта в Лондоне. В этом году со зданием мельниковского гаража приходится прощаться. Но, покидая старое место силы, «Гараж» переезжает в новое – парк Горького, в павильон Шестигранник. В чудесном превращении ­запущенного парка в дивный сад для городских хипстеров виден чукотский след. Завоевав Москву, Абрамович и Жукова принялись за Питер. Выиграв тендер на реконструкцию Новой Голландии, компания Абрамовича Millhouse Capital провела в этом году конкурс среди именитых мировых архитекторов.

2. Ольга Свиблова
С открытием нового здания на Остоженке, прозванного «нашим Гуггенхаймом», директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Львовна добавила еще художественно-административного веса своей и без того очень влиятельной персоне. Аббревиатура МАММ как нельзя лучше соответствует имиджу самой Ольги Львовны: ее поистине материнская за­бота распространяется теперь не только на фотографов, но и на юных головорезов из Школы Родченко при МАММ, которые пробивают себе дорогу в искусство собственными джипами. За краткий период в новом музее показали несметное количество выставок – арте повера, Феллини, группа «Зеро», Юрген Теллер. В марте МАММ посетил президент РФ Дмитрий Медведев, который поддержал идею Свибловой о создании единого фотоархива.

3. Василий Церетели
Художественная Москва давно ныла, что в столице нет настоящего музея современного искусства. Наконец можно признать, что ММСИ заработал на полную мощность, и в этом большая заслуга его исполнительного директора. С начала года в ММСИ прошли выставки мэтров современного искусст­ва Виктора Пивоварова и Ирины Наховой, открылась долгожданная выставка куратора Виктора Мизиано, посвященная эстетике взаимодействия. К чести Церетели ММСИ каждый год меняет постоянную экспозицию, пытаясь привлечь внимание зрителей разными путями. Заслуга директора и в том, что он пустил в музей «свежую кровь»: большинство его сотрудников молоды и не зашорены. Критиковать музей тоже есть за что: часто он отдает инициативу в организации больших выставок гале­реям – впрочем,так поступают и главные государственные музеи.

4. Иосиф Бакштейн
Иосиф Маркович провел очередную, 4-ю, Московскую биеннале. На этот раз триумфа не случилось: дорогие работы привезти не удалось, а те гаджеты, что все-таки доехали, не пора­зили воображения публики. Однако всем врагам назло Иосиф Маркович продолжает комиссарить биеннале, не слишком рассчитывая на фандрайзинг и по старинке уповая на государство. Крепкий хозяйственник, выдающийся танцор и йог – Иосиф Маркович, вероятно, будет нашим рулевым еще долго – дай бог ему здоровья. Похоже, что альтернативы комиссару Московской биеннале по­ка не сыскать. В его скромной штаб-квартире (бывшей мастерской Кабакова) вершатся судьбы современно­го искусства – как в случае с секретным отбором художников на выставку «Документа» в Касселе, о котором стало известно только благодаря пронырливым журналистам.

5. Марат Гельман
Директор Пермского музея современного искусства весь год пытался получить лицензию на новую культурную революцию в России. В Твери он начал проект «Верь в Тверь», пытаясь открыть там Центр современного искусства наподобие пермского, а также планировал устроить издательский кластер «Гуманитарное Сколково» в Тверской области. Однако после отставки губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина проекты Марата оказались под угрозой. Кроме того, Марат весь год бился за архитектурные памятники в Общественной палате, однако в конце сентября его оттуда все же исключили. Как предполагает он сам, «из-за одного Васи»: Гельман судился с руководителем Федерального агентства по делам молодежи Василием Якеменко по поводу своих слов о причастности Якеменко к избиению Олега Кашина.

6. Екатерина Дёготь
По-прежнему самый влиятельный, по версии экспертов, критик, шеф-редактор отдела искусства Openspace.ru, громит и ра­зит молниями со своего Олимпа. Однако в этом году Екатерина Юрьевна не проявляла себя слишком жестко. Она похвалила выставку «Остальгия», сделанную Массимилиано Джиони в Новом музее. Мягко пожурила Дмитрия Гутова за поход на встречу с президентом Медведевым. И даже не разнесла в пух и прах нынешнюю Премию Кандинского. Название ее статьи «Что такое на самом деле Премия Кандинского?» предвещало разоблачение века, но Екатерина Юрьевна ограничилась заявлением, что премия превратилась в грантовый конкурс. Основные силы Дёготь явно отнимала Школа Родченко, где она и ее верный соратник Давид Рифф сражают­ся с формализмом. Вмес­те с ним же и куратором Иоан­ной Мытковской Дёготь организовала выставку «Аудитория Москва».

7. Шалва Бреус
Глава попечительского совета Премии Кандинского продолжает нести культуру в массы. За пять лет существования премия совершила арт-инициацию широкой публики. Премия, ранее провоцировавшая баталии среди художественных критиков, в этом году поразила всех серьезностью и приличием и явно приобрела более респектабельную репутацию. Кроме того, в этом году Бреус произвел тотальный ребрендинг подопечного ему журнала «Артхроника», пригласив нового главного редактора Марию Рогулёву. Как меценат он поддерживает и государственные институции – вместе с другими влиятельными коллекционерами (Петром Авеном, Александром Смузиковым и Владимиром Некрасовым) Бреус помог привезти в ГМИИ имени Пушкина выставку «Кандинский и “Синий всадник”», открывшуюся осенью. Также меценат продолжает собирать собственную коллекцию искусства.

8. Борис Гройс
Курировал в этом году российский павильон в Венеции, выставив инсталляцию Андрея Монастырского. Казалось бы, Гройс, Монастырский и комиссар павильона Стелла Кесаева – это настоящая dream team, которая непременно должна всех победить. Но громкой победы не случилось. Последующие разборы полетов с выяснениями, кто и в чем виноват, были бесконечно многословными. Критики драли глотки до хрипоты: сторонники формализма критиковали павильон за пренебрежение визуальностью, сторонники идей хвалили за скромность и нонспектакулярность. Все-­таки комплекс неполноценности в вопросах международного признания в нас истребить невозможно – удачи и неудачи российского павильона обсуждали, как выход российской футбольной команды в четверть финала чемпионата мира.

9. Стелла Кесаева
Была назначена комиссаром павильона России на Венецианской биеннале и героически попыталась вывести на международную сцену нашего схимника Андрея Монастырского. Назначение Стеллы – вполне себе историческое событие: она стала одновременно комиссаром и одним из главных меценатов павильона. Можно сокрушаться, что павильон патронируется представителем частного капитала, но вряд ли кто-то упрекнет Стеллу в бизнес-­активности: ее фонд занимается чистой благотворительностью. Вложенные средства не были растрачены зря: никто не обвинит Стеллу в нуворишеском желании поражать блеском гламура. Благодаря ее фонду в венском Музее истории искусства открылась выставка Бориса Орлова, а сама Кесаева получила орден за развитие культурных отношений между Россией и Австрией. Кроме того, фонд организовал симпо­зиум по концептуализму.

10. Владимир Овчаренко
Постепенно выруливает на позицию галериста номер один. После того как галерея XL была дисквалифицирована отборочным жюри «Арт-Базеля» за отказ купить пакетом участие еще и в Art Basel Miami Beach, «Риджина» стала единственной нашей галереей, представленной на главной ярмарке мира. Овчаренко сократил расходы в Москве – прикрыл галереи «Жир» и «Арт-Берлога», и первым из отечественных галеристов открыл полноценный филиал в Лондоне. Теперь, когда Лондон стал второй родиной для опальных и не очень олигархов, отоваривать их удобнее прямо на месте. Владелец галереи «Риджина» не теряет нюх на молодые таланты, продолжая их выискивать и поддерживать, – в этом году «Риджина» показывала работы группы «ЕлиКука», Егора Кошелева и Ольги Кройтор-Майоровой, выставку которой Овчаренко организовал даже в ММСИ.

11. Виктор Мизиано
Одно из самых важных событий прошедшей осени – открытие в ММСИ выставки «Невозможное сообщество», изначально задуманной как ретроспектива группы Escape, которую Мизиано готовил несколько лет. По факту выставка охватила целое поколение художников эстетики взаимодействия. По информации «Артхроники», подведомственный Мизиано «Художественный журнал» будет переформатирован.

12. Андрей Монастырский
Родоначальник романтического концептуализма перестал быть призраком в Twitter и YouTube. Гуляя
по ретроспективе «Коллективных действий» в ММСИ, московский зритель гордился тем, что именно Монастырский представляет Россию на Венецианской биеннале. Искусствоведы павильон раскритиковали, зато потом Монастырский принял участие в фестивале Performa в Нью-Йорке.

13. Софья Троценко
На пятый год своего существования «Винзавод» стал модным местом для молодежи с окраин и потерял былую славу. Пора менять формат – в ногу со временем директор «Винзавода» Софья Троценко пустила на «Винзавод» театральный проект «Платформа» и проект «Территория дизайна». Осенью стало известно, что на «Винзаводе» планируется открыть Музей современного искусства. Строить его будут корейские архитекторы, а в основу коллекции лягут работы юных художников проекта «Старт».

14. Эмилия и Илья Кабаковы
Московский романтический концептуалист №1 и его боевая супруга продолжают пожинать лавры своей трудовой деятельности. В 2011 году Louise Blouin Foundation, фонд мецената и издателя Луизы Блуин, наградил художников премией за выдающийся вклад в развитие искусства. Дух Кабаковых незримо присутствует на нашей арт-сцене и влияет на происходящее даже тогда, когда сами они находятся совсем в других краях.

15. Михаил Пиотровский
Директор Эрмитажа в 2011 году совместно с бизнесменом Владимиром Потаниным объявил о создании первого в истории российских музеев фонда целевого капитала, направленного на долгосрочное финансирование Эрмитажа. Пожертвовать фонду деньги смогут все желающие, а доход в размере 10% от суммы Эрмитаж будет использовать на свои нужды. Потанин уже вложил в фонд 5 миллионов долларов. Под руководством Пиотровского реставрируется огромное здание Главного штаба: к 250-летию Эрмитажа Дворцовая площадь окажется внутри музейного комплекса. Согласован новый устав Эрмитажа, по которому он переходит из ведения Министерства культуры под прямое управление Правительства РФ.

16. Группа «Война»
Получение «Войной» госпремии «Инновация» стало самым скандальным событием года. Весь год федеральный розыск художников из «Войны» то объявлялся, то прекращался. Их творческая деятельность почти полностью перешла в правозащит­ную сферу, то есть свелась к выяснению вопроса «Кто стукач?». Осенью «Война» устроила небольшой меж­дународный скандал, чуть не заставив западных борцов с режимом Yes Men бойкотировать нашу биеннале.

17. Александр Бродский
Объекты Александра Бродского неизменно поражают воображение – будь то «Ротонда», которую разгромили гопники в Перми, или проект этого года Cisterna, открывший новое московское выставочное пространство под названием Collector Gallery. Эта выставка в бывшем заводском коллекторе прошла в рамках 4-й Московской биеннале и гарантировала Александру Бродскому номинации на все российские премии в области современного искусства.

18. Елена Селина
После того как галерея Елены Селиной XL не поехала на Art Basel Miami, ее исключили из числа участников основной ярмарки в Базеле. Бессменный участник Art Basel от России, галерея XL больше не в базельском пуле. Елена Селина, однако, продолжает участвовать в модной лондонской ярмарке Frieze, а ее галерея сохраняет за собой репутацию одной из яр­ких экспериментальных площадок, чьи выставки часто не имеют никакой коммерческой выгоды.

19. Тереза Мавика
Тереза Мавика, директор фонда «Виктория – искусство быть современным», неустанно пропагандирует российское искусство на Западе. Тереза помогала собирать портфолио рус­ских художников для кураторов выставок «Остальгия» в Нью-Йорке и «Модерникон» в Турине, а затем в Венеции. Эти проекты можно упрекнуть только в том, что доехать до Москвы они даже и не планировали. В октябре фонд выписал в мастерскую Ильи Кабакова куратора «Документы-2013» Каролин Кристов-Бакарджиев, чтобы показать ей портфолио своих художников. Другие художники очень обиделись, а зря: могли ведь и сами куратора пригласить.

20. Андрей Ерофеев
Заслуга Андрея Ерофеева перед отечественной культурой в 2011 году состоит в популярном разъяснении, почему нецензурная роспись под окнами ФСБ является высоким искусством, а не хулиганством. Осенью Театр.doc представил эскиз спектакля «Оскорбленные чувства» по делу о «Запретном искусстве», который так и не пошел на основной сцене.

21. Екатерина и Владимир Семенихины
Собрание фонда «Екатерина» растет вместе с расширением круга интересов его владельцев. От «Бубнового валета» Семенихины перешли к нонконформистам. Не так давно закрылась прекрасная выставка «К вывозу из СССР разрешено…». Ретроспектива «Новой академии» – это уже 90-е.

22. (new) Дмитрий Озерков
В Эрмитаже есть Сектор современного искусства, им и заведует Дмитрий Озерков. Именно Озерков ведет программу «Эрмитаж 20/21», в рамках которой в музее прошли выставки Аниша Капура, Вима Дельвуа и Энтони Гормли. Озерков курировал и выездной проект Эрмитажа на Венецианской биеннале – ретроспективу Дмитрия Александровича Пригова. Монастырский с Гройсом оттянули на себя внимание общественности, но Эрмитажу реклама не нужна, история покажет, кто круче.

23. (new) Андрей Кузькин
Сверхновая звезда российской арт-сцены, неутомимый перформер Кузькин закапывается, где только может, в землю вниз головой, позволяя присутствующим лицезреть свою голую задницу. Отказался участвовать в нью-йоркском смотре восточно-европейского искусства «Остальгия» и лишился личных вещей, отправив их в будущее в железных ящиках. Эти ящики стали самой большой работой на Премии Кандинского, однако в шорт-лист не вошли.

24. (new) Алиса Прудникова
Руководитель екатеринбургского филиала ГЦСИ получила специальный приз фонда U-Art на конкурсе «Инновация» за проведение 1-й Уральской индустриальной биеннале – Алиса Прудникова была ее комиссаром. Успеху Уральской биеннале, привлекшей внимание к екатеринбургской арт-сцене наряду с пермской и новосибирской, немало способствовало подключение к работе над биеннале кураторов Екатерины Деготь, Давида Риффа и Космина Костинаса.

25. Ирина Лебедева
Первая в истории Государственной Третьяковской галереи женщина-директор в 2011 году смогла удержаться на своем посту, несмотря на то, что в сети на нее опубликовали компромат, а ее первый заместитель Олег Беликов оказался коррупционером. В отличие от Маргариты Баржановой, директора Музея декоративно-прикладно­го искусства, уволенной после жалоб на нее сотрудников музея, Ирина Лебедева сохранила и свое место, и полную невозмутимость.

26. (new) Антон Белов
Восхождение молодого менеджера началось еще в 2010 году. В ЦСК «Гараж», где Белов трудится директором, он провел несколько крупных проектов, в том числе ретроспективу Марины Абрамович и выставку Джеймса Таррела. При этом у Антона остается время и на личные проекты – издание «Артгид» и Gallery White, где Белов растит юных художников. Такими темпами Белов вскоре обрастет собственной арт-мафией и свергнет с Олимпа нынешнего Дона Корлеоне – Иосифа Марковича Б.

27. Михаил Миндлин
Премьер-министр Путин подписал указ о выда­че ГЦСИ, гендиректором которого является Михаил Миндлин, пяти миллиардов рублей на строительство 17-этажного здания на Зоологической улице. Миндлин же будет архитектором нового здания, вместе с Михаилом Хазановым и Антоном Наговицыным. Если государство готово платить за современное искусство, значит, это кому-нибудь нужно.

28. Марина Лошак
Марина Лошак, директор галереи «Проун», столько лет занималась русским авангардом, что вступила вслед за футуристами и ничевоками на скользкую политическую почву. В Париже открывается подготовленная Мариной выставка в честь двадцатилетия СНГ. Найти в бывших союзных республиках общекультурную компоненту, избежав при этом упоминания об объединившей их коммунистической идее, способен только настоящий авангардист.

29. (new) Виктор Пивоваров
Большому художнику – большие выставки. В начале года галерея XL и ММСИ показали новые циклы Виктора Пивоварова – итог его работы за последние пять лет. На веселых картинках для взрослых – все те же хорошо знакомые нарисованные человечки. Манера Пивоварова становится строже, злее, точнее, но в целом не меняется: веяния времени, технологии и прочие модные штучки самому романтическому концептуалисту нипочем.

30. Айдан Салахова
Художница и владелица галереи «Айдан»,певица восточной неги, прославилась в уходящем году тем, что навлекла на себя недовольство светских властей. Мраморные скульптуры Айдан, установленные в азербайджанском павильоне на Венецианской биеннале, были подвергнуты цензуре со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева. По его мнению, эти работы подрывают престиж светского государства Азербайджан, показывая восточную женщину закрепощенной. В результате на скульптуры «Черный камень» и «Предстояние» были накинуты покрывала.

31. (new) Аннa Гор
Директор Приволжского (бывшего Нижегородского) филиала ГЦСИ несколько лет занималась восстановлением на территории местного Кремля здания Арсенала, открытого весной этого года. Ремонт памятника архитектуры, отданного в ведомство ГЦСИ, обошелся почти в 500 млн рублей. Проект нового выставочного центра выполнил Евгений Асс. Фонд «Культурная столица Поволжья», возглавляемый Гор, организовал в конце сентября 2011 года Международный культурный конгресс в Ульяновской области.

32. (new) Борис Михайлов
Живущий в Берлине харьковский фотограф продолжает снимать, несмотря на возраст. В этом году несколько работ Бориса Михайлова приобрела Tate Modern, а в MoMA все лето была открыта его персональная выставка Case History. Уродливые тела и нищая действительность как советская, так и нынешняя выглядят на фото Михайлова очень по-хипстерски. В смысле – актуально.

33. (new) Илья Ценципер
Бывший главред «Афиши» открыл на месте «Арт-Стрелки» Институт медиа, архитектуры и дизайна – с перспективой перестроить Москву по своему вкусу силами его выпускников. «Арт-Стрелка» принимает участие в переустройстве парка Горького, где уже снесли карусели и пивные ларьки, чтобы заменить их современным искусством. В январе Ценципер стал вице-президентом компании Yota и ведет на этом посту таинственную, но полную «невероятных амбиций» деятельность.

34. Олег Кулик
В 2011 году Олег Кулик окончательно осознал себя основателем нового, литургического направления в современном искусстве. В виде мистерий, но безо всякой привязки к религиозной традиции, Кулик еще в прошлом году оформил фестиваль «Архстояние», выставку соцреалистского искусства Северной Кореи, а в этом – уже собственный проект, посвященный теракту 11 сентября. Этого следовало ожидать: человек формата Кулика в молодости кусается, а в зрелом возрасте создает религию. Каждому по делам его.

35. Ирина Антонова
Ровно 50 лет, с 1961 года, Ирина Алексан­дровна Антонова руководит ГМИИ им. Пушкина. Но если бессменный генсек Брежнев за такой срок стал героем анекдотов, то Ирина Александровна стала живой легендой – она славится на весь мир своей работоспособностью. Музей ловко балансирует между высоким искусством и любовью масс, чере­дуя Сандро Ботти­челли и Кристиана Диора, Вильяма Блейка и Саль­вадора Дали.

36. (new) Юрий Альберт
Последовательный проводник незаметного («умо-зрительного») Альберт весь год эпатировал публику: заявил, что у него на пенисе нарисован заяц, привел на «Винзавод» живого коня и сделал опрос, результатов которого никто не видел. Зато его инсталляция Moscow Poll вошла в шорт-лист Премии Кандинского. Странную деятельность трио «Эдельвейс» – в отличие от большей части ассортимента нынешнего художественного рынка – история не забудет. Вот только продается «умозрительное» с трудом.

37. (new) Петер Вайбель
Куратор 4-й Московской биеннале не мог не войти в рейтинг «Артхроники». Первый человек-собака сделал самую развлекательную биеннале за всю историю московского современного искусства. Однако в этом аттракционе были видны строгий умысел и расчет: фонарики к лампочкам, история к географии, а китайцы к индусам. Пришел, увидел, сфоткался. А что тут думать? Умный куратор все уже разложил, как удобнее.

38. (new) Герман Титов
Друг Андрея Монастырского, вологодский книгоиздатель Герман Титов, тоже стал художником. В 2010–2011 годах прошли несколько выставок Титова, последнюю из них курировала Ольга Львовна Свиблова. И это убеждает маловеров в том, что концептуализм жив и будет жить, а «Библиотека московского концептуализма», может статься, штука посильнее Ленинской.

39. (new) Валентин Дьяконов
Художественный критик газеты «Коммерсантъ» придумал концепцию группе молодых художников, назвав их «новыми скучными». Увеличил собственный вес за счет страстных полемических высказываний в газете и на публике, подкупив прекрасную половину аудитории байронической внешностью. В 2011 году с подачи Марата Гельмана Дьяконов начал работу над новой концепцией Пермской государственной художественной галереи и будущего музея совместно с архитектором Петером Цумтором, лауреатом Притцкеровской премии.

40. Виктор Пинчук
PinchukArtCentre все шире раскидывает свои сети: в здании Харьковского исторического музея при поддержке Пинчука откроется Музей современного искусства, в Киеве начала работу Национальная школа кураторов. Виктор Пинчук занял уже 35-е место в рейтинге The Power 100 журнала ArtReview (четыре года назад он стартовал с 67-го).

41. Арсений Жиляев
«Лидер молодого поколения» целый год управлял кузницей молодых талантов «Старт» (теперь его сменила куратор Елена Яичникова). Под его ру­ководством прилежные школьницы отливали в металле контурные карты и перерисовыва­ли девичьи тетрадки. Жиляев проигнорировал 4-ю Московскую биеннале, но поучаствовал в ней с черного хода под видом монтажника. Совсем недавно прославился тем, что заодно с Уолл-стрит попытался оккупировать Москву. Надеемся, что из последней затеи ничего не выйдет – иначе всем нам придется работать не за деньги, а за идею.

42. (new) Владимир Гусев
С именем директора Государственного Русского музея связан скандал с Торопецкой иконой Богоматери, которую Министерство культуры передало из ГРМ в новый храм поселка Княжье озеро в Подмосковье. В 2009 году Владимир Гусев, подчиняясь решению Министерства культуры, был вынужден отдать икону. Однако весной 2011 года, когда икона все еще не была возвращена в музей, заявил, что считает происходящее «неверным решением, которое может помешать дальнейшему культурному диалогу». В ноябре стало известно, что икону в музей не вернут.

43. (new) Леонид Бажанов
На пятнадцатом году руководства Государственным центром современного искусства Бажанов настоял на том, чтобы документация акции группы «Война» «Х.й в плену у ФСБ» не была исключена из списка номинантов премии «Ин­новация» и «Война» получила 400 тысяч государственных рублей. Показать чекистам шиш, получая при этом от государства финансирование, не всякий сможет.

44. (new) Алина Сапрыкина
Центр дизайна Artplay, арт-директором которого является Сапрыкина, в этом году уверенно обошел «Винзавод» в списке влиятельных московских мест в области современного искусства. Благоустроенный цех бывшего завода «Манометр» стал площадкой для основного проекта Московской биеннале. После биеннале на Artplay начали ходить не только студенты расположенной там же Британки (Британской высшей школы дизайна), но и посетители близлежащего «Винзавода», которые оценили дружелюбную инфраструктуру нового культурного места.

45. Павел Хорошилов
Заместитель министра культуры, курирующий сферу изобразительного искусства и архитектуры, сохраняет положение самого влиятельного агента современного искусства в министерстве. А его дочь, фотограф Анастасия Хорошилова, была в этом году участницей параллельной программы Венецианской биеннале с проектом «Старые новости», посвященным бесланской трагедии.

46. Павел Пепперштейн
Пепперштейн — человек-оркестр, с одинаковым успехом использующий любые художественные медиумы. В уходящем году издательство «Амфора» выпустило новую книгу Пепперштейна «Пражская ночь». Как в последних графических работах Пепперштейна, в ней нет никаких открытий: стиль отточен до безвкусия, приключения инфантильного психонавта полузнакомы и необязательны для внимательного чтения. Книжка примечательна тем, что за год побывала в шорт-листах нескольких литпремий, но нигде не дотянула до победы. На очереди декабрьская премия Андрея Белого.

47. (new) Группа Recycle
Андрей Блохин и Георгий Кузнецов не так давно считались молодыми художниками, а теперь номинируются уже во «взрослой» категории Премии Кандинского. Выпускники Краснодарской художественно-промышленной академии успели отличиться в этом году, приняв участие в выставке параллельной программы Венецианской биеннале – Glasstress 2011. В этом же году состоялась их первая масштабная ретроспектива в Твери в здании Речного вокзала. При таких темпах карьерного роста Recycle скоро доберется и до российского павильона на Венецианской биеннале.

48. Александр Авдеев
Министр культуры РФ в 2011-м принимал противоречивые решения. Он ликвидировал Росохранкультуру, упростив процесс уничтожения памятников архитектуры. Признал статус группы «Война», назвав ее членов «молодыми деятеля­ми культуры». Поспособствовал возвращению предметов культа РПЦ: Богоматерь Одигитрия из Русского музея при поддержке Авдеева была временно передана в храм, а недавно приказом Минкульта бесповоротно «изъята из инвентаря» музея. Но библиотеку Шнеерсона хасидам Авдеев так и не отдал.

49. Александр Мамут
Основанный на деньги Мамута Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» перешел от утопий к реальности и работает над переустройством парка Горького. Владелец нескольких крупных российских книжных издательств (и «ЖЖ» вдобавок) попал на четвертое место в списке ста самых влиятельных людей мировой книжной индустрии по версии The Guardian – благодаря приобретению книготорговой сети Watersone’s и объявлению далеко идущих планов по ее развитию.

50. «АЕС+Ф»
В новом видео Allegoria Sacra «АЕС+Ф» возводят стерильную избыточность прежних работ в культ визуального обжорства. Самодвижущаяся карти­на является репликой картины Беллини, в которой раблезиански перемешаны персонажи греческой и христианской мифологии. В темном зале МАММ работа приковывает внимание, как кристалл гипнотизера, что уже недоступно живописи. После «АЕС+Ф» Мэтью Барни – муть и архаика.