ВАЛЕРИЙ ЛЕДЕНЁВ о ярмарке Arco Madrid 2013
Международная ярмарка Arco в Мадриде открылась в самый пик разговоров о мировой рецессии, от которой уже не первый год штормит как раз саму Испанию. Организаторы ярмарки при этом подобные обстоятельства практически не упоминали и, напротив гордились не только расширением состава участников, но и тем, что международное присутствие в этом году только увеличилось: 133 галереи из общего числа 201 приехали сюда из других стран. Не обошлось и без других новшеств: в этом году организаторы открыли секцию Collect Online, а также запустили блог о ярмарке, начавший работу еще и январе – решив, видимо, перестраховаться и облегчить покупателям доступ к предложенным работам. В этом же ключе воспринимался упор на образовательные программы, спектр которых в этом году существенно расширился – собирателей нужно не только поощрять и информировать, но формировать и образовывать.
От отсутствия посетителей и нехватки интереса к работам галереи явно не страдали. Опять же, постарались хозяева бала, организовав специальный VIP-тур для 150 коллекционеров со всего мира. Тем не менее, по словам галеристов, с которыми пообщалась «Артхроника», ожидания у них были несколько тревожные. На отсутствие продаж, однако, жаловались далеко не все – многим участникам удалось продать какие-то вещи уже в первые часы работы Arco, – но ход работы все же предпочитали комментировать не все, зачастую просто ограничиваясь констатацией, что продажи есть.
Arco традиционно считается ярмаркой «второго ряда» – галерей «первого эшелона» здесь практически нет, зато широко представлены местные площадки, галереи из Латинской Америки и игроки «средней руки». Предсказуемым образом именно последние чувствовали себя здесь наименее уверенно. «Тяжеловесы» же за некоторым исключением к разговорам о кризисе относились с недоверием и полагались на прежние связи и проверенных старых клиентов. Об этом «Артхронике» рассказал представитель парижской галереи Lelong, чей стенд украшали работы феминистки Кики Смит, литографии Френсиса Бэкона (€25 тыс.) и Антони Тапиеса (€1,2 тыс. и €4 тыс.), а также скульптуры и тиражные отпечатки Жауме Пленса (€1,4 тыс. – €2,7 тыс. за работу) – которые как раз и пользовались набольшим спросом в первый день продаж. Лондонская галерея Paragon Press, специализирующаяся на тиражной графике и вполне предсказуемо представившая оттиски с «точечных» картин Дэмиана Херста (€1,9 тыс. – €20,5 тыс.) и монохромные акварели Аниша Капура (€21,5 тыс.), своим участием тоже осталась довольна. Владельцы заявили, что присутствие кризиса почти не почувствовали, но что конкретно удалось продать, раскрыть отказались.
Дорогие работы, однако, посетители ярмарки все же покупать не стремились. Фрагмент инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых «Как изменить самого себя» (2000), представленный на стенде мадридской галереи Ivorypress и оцененный в €97 тыс., во время самого наплыва покупателей на открытии владельца не нашел. Не купили в тот день и работу Френсиса Бэкона «Обрывки» с того же стенда – витрину с беспорядочно разбросанными печатными репродукциями картин художника, цена на которую составляла €102 тыс. Владелец галереи-ветерана Arco Mai 36 из Цюриха, представившей малоформатную работу классика американского концептуализма Джона Бальдессари за €200 тыс., а также работу недавно скончавшегося Ричарда Артшвагера за €16 тыс., с коллекционерами в эти дни общался очень много, хотя о конкретных результатах предпочел умолчать.
Что касается молодых галерей, то многие из них на продажи в Мадриде вовсе не рассчитывали, а стенд на Arco считали скорее некоммерческим проектом, воспринимая свое участие как «выход в свет» и возможность заиметь нужные контакты. Именно с такими настроениями приехала в Мадрид галерея SMAC Art из Стелленбоша (ЮАР), которая помимо вполне признанного классика фотографии Роджера Баллена привезла также работы южноафриканского фотографа Абри Фури (цены на снимки колебались в диапазоне от €1,2 тыс. до €3 тыс.)
Фокус ярмарки в 2013 году был посвящен Турции. Хотя нынешний год далеко не для всех турецких галерей стал дебютным, не многие могли похвастаться устоявшейся репутацией и проверенными именами, а также доверием коллекционеров. На стенде стамбульской галереи Rampa, к примеру, во время открытия не было почти ни одного посетителя. Галерея между тем представляла небезынтересные фотографии Нильбара Гюреса, документировавшие жизнь родственников и друзей художника в предназначенном под снос районе Стамбула. Работы легко можно себе представить на выставке в рамках приличного фотофестиваля. Не было продаж и на стенде галереи Rodeo, также из Стамбула, которая среди прочего выставляла работу участника Manifesta 8 в Мурсии Бану Сеннетоглу, показанную на биеннале в 2010 году – стеклянный резервуар с пылью того места, где развернулась экспозиция. Стоимость работы владельцы раскрывать не стали, однако пояснили, что уровень цен в галерее колеблется в диапазоне €3-25 тыс.
Не пользовался интересом и стенд Maçka Sanat – первой галереи в Стамбуле, начавшей выставлять концептуальное искусство. На стенах павильона висели картины Серхата Кираза – наложенные друг на друга цифры с работ Джаспера Джонса. Самым дорогим художников галереи был Из Озтат с инсталляцией из предметов абстрактной формы, отсылавших к классикам послевоенного искусства вроде Сола Ле Витта. Турецкий концептуализм, видимо, был не только мало знаком посетителям, но и казался им чересчур поверхностным и не турецким. Разброс представители галереи охарактеризовали в диапазоне от €10 тыс. до €180 тыс.
Специфически турецкого, впрочем, в представленных работах и правда не было. На стенде другой галереи – стамбульской Pilot – «Артхронике» с радостью сообщили, что им удалось продать несколько снимков Башира Борлакова – уроженца России, живущего и работающего в Турции. Художник представил серию фотографий «Сны Троцкого» с композициями на манер Марка Шагала, где один из отцов русской революции держит за руку парящую в небе невесту, а вдалеке в небе на дирижабле пролетает портрет Сталина (каждая фотография была оценена в €10 тыс.). Галерея Dirimart в первый же день продала абстрактную картину Экрема Яльсиндага – большое полотно с концентрическими кругами разного цвета, которые художник наносит, постепенно замедляя движение руки, обнажая тем самым фактуру ложащейся на холст краски. За турецкого абстракциониста новый владелец выложил €35 тыс.
Настроения покупателей на ярмарке в этом году можно было охарактеризовать как осторожные, вынуждавшие покупать работы не самые дорогие, но от «проверенных» художников. Парижская галерея Charpentier, в частности, продала инсталляцию мексиканки Терезы Маргольес – фотографию полуразрушенного павильона в одном из мексиканских пригородов, где происходили ожесточенные столкновения мафии (к работе прилагались простреленные кирпичи с места событий), а также минималистическую инсталляцию соратницы приезжавшего недавно в Москву Антона Видокле Хульетты Аранды. Цена на работы колебалась в пределах €14 тыс. Мюнхенская галерея MaxWeberSixFriedrich продала несколько «лакированных» картин Петера Циммермана, которые оценила в диапазоне €25-45 тыс. Первым днем продаж осталась довольна хозяйка миланской Prometeogallery, представлявшей работы Сантьяго Сьерры, Рехины Хосе Галиндо и Джузеппе Стампоне.
Местные галереи, впрочем, в убытке тоже не остались. Мадридская Raquel Ponce продала работу фотографа Альберта Корби за €8 тыс., а также объект Авелино Сала – мраморную копию камеры наружного наблюдения – за €12 тыс. Их землякам из Max Estrella удалось найти нового владельца для серии фотографий Ангелики Дасс, изображавших людей, подобранных по градациям оттенка цвета кожи и снятых на фоне, цвету их кожи соответствовавшем (€10 тыс.), а также для инсталляции из книг с видеопроекциями на корешках художника Еженио Ампудиа (€4 тыс.). Ушла в первый день и работа испанца Фернандо Пойона за €2 тыс. со стенда галерея Т20 из Мурсии – огромная карта мира, на которой все страны соединены в один континент и не разделены океанами, приобретающая особую актуальность в эпоху усиления военных конфликтов и роста сепаратистских настроений.
На фоне всего происходящего бросалось в глаза отсутствие на ярмарке в этом году участников из России. Из посетивших Arco 2012 галерей Paperworks, «Триумф» и Марины Гисич в этом году не приехала ни одна. Можно предположить, впрочем, что галеристов останавливает не столько кризис, сколько волна «переформатирования» и расширения поля деятельности. Марина Гисич, успешно выступившая в прошлом году с анимационными боксами Марины Алексеевой, в декабре открыла первый проект в Екатеринбурге совместно с Ural Vision Gallery. Владельцы съехавшей с «Винзавода» Paperworks заняты не только поиском нового помещения, но и кураторской деятельностью, в частности, подготовкой ретроспективы Юрия Альберта в ММОМА. А «молодежная» программа в «Триумфе», в рамках которой на площадке прошли выставки Романа Мокрова, Игоря Старкова и Дарьи Андреевой (проект лауреата Премии Кандинского Дмитрия Венкова и его соратницы Антонины Баевер откроется 22 февраля), и вовсе заставляет думать о повороте в сторону некоммерческой деятельности. Остается надежда, что поводов для беспокойства гораздо меньше, чем кажется.
Валерий Леденёв