Об этом перформансе, конечно же, знали – его запись с предыдущих выставок группы показывали здесь же в зале. Но и предположить возможность чего-то подобного было нехитро – ведь уже сам вид инсталляции, полностью состоящей из спичек, провоцировал на мысль, что все это «когда-нибудь полыхнет», и я уверен, что это была одна из самых популярных шуток во время биеннале.

Сам контекст, что называется, пожароопасен. Художники руками волонтеров выложили очертания стран Европы с наиболее слабой экономикой (Италия, Испания, Португалия, Греция), чьи названия, иронично образующие аббревиатуру P.I.G.S. (она же – название работы), ныне на все лады спрягают СМИ в виду угрозы экономического коллапса. Ситуация в этот раз вырисовывается гораздо предметнее и отчетливее, нежели это ощущалось во время рецессии в 2008-2009, и если кризис, не дай бог, разразится, его механизмы, увы, будут более наглядными. Наверное, потому и акция Claire Fontaine приобретает иное звучание.

Сама идея перформанса проста и понятна. Поначалу даже кажется, что совсем не нужно видеть его воочию. Но соль акции именно в тех моментах, которые как раз не опишешь в пресс- или пострелизе. Спичечные конструкции мгновенно вспыхивают, пламя буквально взвивается до потолка, обдав жаром присутствующих, позволив практически собственной кожей ощутить серьезность и неотвратимость происходящего. Уверен, не у одного меня закрались подспудные мысли: а что, если вдруг что-то пойдет не так, пламя не удастся контролировать, ситуация перестанет быть управляемой и — коснется непосредственно нас? Тогда мы будем уже не зрителями захватывающего действа, и даже не свидетелями, а участниками реальной катастрофы со всеми ее разрушительными последствиями, неизбежными для каждого из нас.

Думаю, именно этой материальностью ощущения и ценен завершившей биеннале перформанс. Его внутреннюю, пусть весьма очевидную, но естественную для него логику очень не хочется нарушать посторонними смыслами и метафорами, вроде того обстоятельства, что поджигателем выступил комиссар биеннале Иосиф Бакштейн. Органично прозвучал здесь  и финальный аккорд, когда «карта» догорела, что-то пришлось потушить, и осталось лишь пустое помещение, полное пепла и дыма, – легкая грусть едва ощутимо, но все же присутствовала.

На улице почти мгновенно спадал нестерпимый жара и противный привкус угарного газа. От него, тем не менее, сохранялось першение в горле и въевшийся в одежду запах. Завершающий штрих, весьма символичный в контексте увиденного – если все же оно «полыхнет», еще долго будем разгребать последствия.

Валерий Леденёв — шеф-редактор сайта «Артхроники» 


Перформанс группы Claire Fontaine состоялся 10 ноября в Центре дизайна «Artplay на Яузе»

 

Материалы по теме:
Сlaire Fontaine: «Искусство действует на сознание, но результат непредставим», 12.11.11