В Пушкинском музее открылась ретроспектива Дали.
Картины (два с половиной десятка), графика и фото прибыли из Музея-театра Дали в Фигерасе и в Москве пробудут до 13 ноября. Есть даже знаменитая комната Мэй Уэст – правда, в виде небольшой диорамы. Музей в испанском городке открылся в 1974-м: сооружение, с одной стороны напоминающее крепостную стену со стеклянным куполом и с гигантскими яйцами на стенах, с другой стороны являет собой замысловатый фасад с чудаковатыми скульптурами-манекенами Дали. Именно в этом здании, в бывшем театре, когда-то прошла первая выставка скандального сюрреалиста. Здесь он и похоронен.
В ГМИИ дизайн экспозиции, по давнишней традиции, поручили Борису Мессереру. Художник съездил в Фигерас и в Кадакес вдохновиться: в результате над мраморной лестницей появились куклы в венецианских масках. Оказывается, эти манекены воспроизводят свиту Кристиана Диора, костюмы для которой Дали придумал для карнавального бала, который, в свою очередь, устроил в Венеции в 1951 году покровитель искусств Карлос де Бейстигьи. А на мраморных перилах колоннады воспроизведены почему-то в бумаге напоминающие неровные булыжники те самые яйца со стен здания в Фигерасе. Экседру главного экспозиционного зала расцветила проекция с видами испанского музея, а стены затянуты тканью контрастных цветов вроде бордового и черного. Маленький зал по другую сторону колоннады «одет» в бордовый бархат и украшен принтом. Ярко, но до атмосферы Музея-театра далеко.
Сам выставочный проект пунктирно показывает развитие живописи Дали (ей отведен Белый зал) – от ранних, очень традиционных картин в пастельных тонах («Автопортрет с рафаэлевской шеей», «Бабушка за шитьем» и «Вид Кадакеса с обратной стороны» 1920-х годов), к зрелым сюрреалистическим опусам с их «параноидально-критическим методом» (классический образцы – «Нос Наполеона, превращенный в беременую женщину, которая гуляет, как грустная тень, среди древних руин» 1945 года и «Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удеживающими равновесие на ее плече» 1935-го). Колоннаду поделили между собой графические серии – иллюстрации к «Дон Кихоту», к «Жизни Бенвенуто Челлини», а также к трактату Дали «50 секретов магии мастерства». Кроме того, фото и еще раз графика. Акцент показа, что нетрудно было предугадать, сделан на образе Гала, русской музе Дали Елене Дьяконовой. В частности, есть фотоэтюд к хрестоматийной «Атомной Леде» (саму ее из Фигераса не привезли). Еще из известного, но тоже показанного только в виде этюда – «Гала, созерцающая Гиперкубическое распятие» (само «Гиперкубическое распятие» хранится в Музее Метрополитен).
Едва ли вы узнаете что-то новое о Дали из этого показа. С другой стороны, категорию восхищающихся он ведь привлекает не количеством представленного, а одним именем.