На открытии выставки номинантов Премии Кандинского «Артхроника» опросила нескольких профессионалов в области искусства, кому из участников они желают победы.

Ирина Филатова, куратор

Мой фаворит – Recycle. Мне очень нравится эта группа, как они работают. На выставке – тоже интересный их проект, хотя мы больше привыкли к их пространству, показанному через ажурные, воздушные скульптуры и объекты. Еще нравится «Слово и дело» (Наталья и Светлана Хлебцевич, Григорий Капелян). Это библиотека, которая очень символичная: книжный шкаф, в который давно никто не заглядывает, и он окаменел. Нужны ли нам знания? – Разве что быстрые сведения из интернета.

Михаил Сидлин, искусствовед

Фаворит совершенно очевиден – это Ирина Нахова. Эта работа очень интересная, хотя она не совсем удачно инсталлирована: если говорить о пространстве, в котором она представлена, то оно, мне кажется, должно быть другим, но это уже вопрос не к художнику.

Александр Панов, арт-критик

Из авторов, которые появились недавно на сцене, мне очень понравился художественный дебют известного питерского сценографа Александра Шишкина. С одной стороны, это очень «питерская» работа, тут есть настоящий «питерский» вкус; с другой стороны, ее интересно рассматривать. Еще нравится проект Анастасии Рябовой. Он отсылает в классическому концептуализму в духе Лоуренса Вайнера. Это одновременно проект и культурологический, и музеефикаторский, – как ни странно, достаточно пластически выразительный в своем лаконизме, ну и просто любопытный – всегда интересно подглядывать в чужие окна.

Пьер Броше, коллекционер

Андрей Кузькин – его проект очень рефлексивный, это прекраснейший анализ истории искусства, от Мандзони до Болтански, а также комментарий относительно роли художника и его отношений с коллекционером.

Виталий Пацюков, искусствовед

Считаю, что надо обратить внимание на Сергея Шаблавина, принадлежащего к поколению начала 70-х годов. Эта линия, связанная с группой вокруг Эрика Булатова, не была поддержана у нас, да и сам Булатов живет за рубежом и никогда не представлялся по-настоящему в России. Еще я бы отметил Кострому. Он связывает пластические идеи с идеями социальными. Пластически это очень завораживающе, шар из ненужных предметов (пластиковых пакетов) начинает жить. Это модель одухотворения предмета реальности, превращение мусора в произведение искусства, но также и превращение отходов в чисто экологическую культуру.

Владимир Левашов, искусствовед

Хороший проект Юрия Альберта, который расположен в самом конце экспозиции. Отдельно интересен манифест. Сама история с Альбертом довольно концептуальна. Манифест – формулировка, определение – это то, что лежит в начале искусства, а не в конце. В этом же случае манифест упирает скорее на иррациональность. Не знаю, сознательно это было сделано или нет. Мне очень интересно, что из этого вырастет.

Анатолий Осмоловский, художник

Мне понравилась работа Анастасии Рябовой «Где твое знамя, чувак». Очень хорошая лаконичная работа, простая и понятная.

Александр Евангели, арт-критик

Проект Насти Рябовой Artists’ Private Collection. Он создавался в виде сайта, но здесь, на выставке, еще и приведен к какой-то экспозиционной форме. В нем изначально нет никакой существующей субстанции искусства, никакой материальности, только чистая идея. Еще мне нравится проект Андрея Кузькина. Это всегда героический жест в том контексте, в котором он в принципе не возможны, и тем не менее Кузькин все равно умудряется найти для него место.

Елена Куприна-Ляхович, куратор

Мне очень нравится проект Анастасии Рябовой Artists’ Private Collection. Он рассматривает социальные связи, социальную историю искусства, подтверждая, что она все еще интересна.