26 октября в Москве в рамках программы «Специальные гости» 4-ой Московской биеннале современного искусства открывается выставка Янниса Кунеллиса, греко-итальянского художника, участника движения arte povera. Проект подготовлен Государственным центром современного искусства совместно с галереей Radioartemobile (Рим). Экспозиция расположится в пространстве фабрики «Красный октябрь» (шоколадный цех) новый проект автора «S.T.». О художнике рассказывает ИРИНА КУЛИК.

Одну из своих самых радикальных работ – а также известнейших произведений итальянского современного искусства – Яннис Кунеллис создал в 1969 году. Публика, пришедшая на безымянную персональную выставку художника в римскую галерею L’Attico, обнаружила там не картины или скульптуры, и даже не объекты и инсталляции, но дюжину живых коней, привязанных по периметру галереи. Считается, что на создание этой беспрецедентной выставки Кунеллиса вдохновила фраза Андре Бретона, написавшего где-то: «Это столь же невероятно, как татары, приведшие своих коней на водопой к версальским фонтанам». Культурологические аллюзии – видимо, отнюдь не первое, о чем думали посетители этой выставки при столкновении с этим бьющим копытами, прядающим ушами, фыркающим, ржущим, источающим будоражащий воображение запах и даже немного пугающим (а вдруг лягнет) искусством, куда более непредсказуемым, стихийным и неукротимо витальным, чем груды земли и камней, которые натаскивали в белый куб художники лэнд-арта или даже живые тела перформеров-людей.

Между тем, именно культурная память является одной из основных тем искусства Янниса Кунеллиса – художника, родившегося в Греции, но получившего образование и живущего в Италии. Наследник двух древнейших европейских цивилизаций, он, как и его собратья по движению arte povera, прекрасно понимал, что средиземноморское современное искусство, в отличие от американского, даже при желании не могло бы уйти от бремени культурного наследия так, как это демонстрировали задававшие тенденцию американские авторы в пространстве универсальных отвлеченных форм (минималисты), абстрактных идей концептуализм) или беспечных симулякров (поп-арт). Даже лэнд-артистский уход в дикую природу не так уж прост на землях, где каждый второй камень – обломок какой-нибудь античной руины.

Искусство Куннелиса – о том, что прошлое никогда не бывает мертвым, а понятия – отвлеченным. «Товар», «продукт», «труд» – не просто иксы и игреки марксистских экономических и социальных уравнений, но джутовые мешки с пачкающим руки углем или множество старых швейных машинок. «Пламя» не перестает светить, греть или обжигать, сколь избитой не была бы его символика, и сколь бы часто скульпторы и художники всех времен и народов – от античности до «Синего всадника» – не изображали бы коней; лошади, даже помещенные в галерею, не перестанут лягаться, фыркать, раздувать ноздри.

Инсталляция «S.T.», которую Яннис Кунеллис покажет в Москве, тоже про груз, бремя, залежи прошлого – в ней будут груды поношенной одежды и разломанных музыкальных инструментов. Образ, конечно, очевидный, но оттого не менее реальный. Организаторы московской выставки ищут материал для инсталляции у добровольцев, знакомых и любителей искусств, через Facebook и сайты по искусству – а значит, многие на выставке узнают пальто, которые носили их родные или знакомые, и инструменты, на которых играли знакомые им люди.

Ирина Кулик

Выставка Янниса Кунеллиса «S.T.» открыта для широкой публики с 27 октября по 27 ноября в пространстве фабрики «Красный октябрь» (шоколадный цех) по адресу Берсеневский пер., д. 2 / 1