Вначале октября в Москву приезжала исследовательская группа Documenta 13 в составе куратора Каролин Христов-Бакарджиев и ее ассистента, писателя Раймундаса Малашаускаса. Они намеревались встретиться с художниками и учеными, чтобы прозондировать актуальную ситуацию в русском искусстве, науке и культуре. Визит, как и многие международные события, связанные с российским искусством, прошел при поддержке фонда «Виктория — искусство быть современным», а также Института проблем современного искусства. Событие получило название «Moscow Research Program» и стало продолжением серии «Исследовательских программ», которые куратор проводила по всему миру.

На встречу пригласили в основном художников молодого поколения по результатам их портфолио-ревю. Среди них, кроме вашего обозревателя, были Виктор Алимпиев, Алина Гуткина, Алиса Йоффе, Таус Махачева, Александра Паперно, Сергей Сапожников, Александра Сухарева, Давид Тер-Оганьян, Аня Титова, а также Алексей Пензин и Кети Чухров, представлявшие группу «Что делать?». Среди прочих приглашенных — куратор Дарья Пархоменко, генетик Константин Сидорук, математик Михаил Бурцев, психотерапевт Наталья Ривкина, использующая в своей работе техники гипноза и транса, а также Петр Термен, эксперт по терменвоксу, правнук Льва Термена, и специалист по языкам приматов Анна Смирнова. Встреча проходила в знаменитой мастерской Кабакова в закрытом даже для прессы формате.

Событие спровоцировало неожиданно большой резонанс в российских социальных сетях. Часть московского арт-сообщества посчитала выбор имен не достаточно прозрачным. Действительно, в списке имен не было многих заслуженных мастеров, что могло вызвать вопросы. Однако, как удалось выяснить у самой Каролины в беседе, главным образом она намеревалась познакомиться именно с молодыми российскими художниками, которых прежде не знала. И в этом смысле ее выбор более-менее покрывает спектр актуальных молодых авторов. Наличие же в списке большого количества ученых и, в частности, специалиста по языку приматов, выглядит осмысленно в свете концепции будущего художественного форума.

Каролин Христов-Бакарджиев сообщила, что в своем проекте она собирается сделать особый акцент на «целостный эко-феминистский, а не логоцентрический подход, который распределяет и учитывает знания обо всех одушевленных и неодушевленных творцах мира, в том числе и людях». Художников, подходящих по профилю к данному определению, в России найдется немного. Более того, такая позиция, особенно, если учитывать контекст подготовки выставки – очередную волну экономического кризиса и массовые акции протеста по всему миру, – может выглядеть неоднозначно. Несмотря на то, что в интеллектуальной среде существует запрос на критику антропоцентризма, вплоть до требования политического голоса для растений, в современных условиях подобная позиция может выглядеть как попытка запереться в мире современного искусства от бушующих антропоцентрических страстей. Внятного ответа на вопросы, кто и каким образом будет представлять молчащих вплоть до настоящего времени представителей флоры и фауны, от куратора будущей Documenta получить не удалось. Актуальность проблем человечества, борьба за выживание с экономической машиной, стремительно истощающей ресурсы планеты, тоже должны, по мнению Каролины, отойти на задний план. Или, по крайней мере, все это необходимо заменить на поиски более гибкого выстраивания отношений между человеком и 99% остального мира.

Что ж, можно согласиться: с эстетической точки зрения природные системы действительно могут поражать человеческое воображение. Легко представить, насколько эффектны могут быть такого рода эксперименты в пространстве современного искусства. Однако такая перспектива заставляет переосмыслить нынешнее значение некогда самого демократичного форума современного искусства, обращающегося к наиболее острым проблемам человеческого сообщества. В противном случае для 99% человечества, бунтующего по всему миру за свои права против капиталистической финансовой системы, могут окончательно потерять интерес к медиуму современного искусства в качестве рупора и экспериментальной площадки для выработки своего будущего.

Арсений Жиляев