За время, которое прошло с момента открытия Московской биеннале, большинство причастных уже посетили все площадки, утерли трудовой пот и обратились к своим обычным занятиям. Однако выставки по-прежнему работают, а друзья то и дело требуют посоветовать им, куда сходить. Ну, если советовать, то надо отдавать себе отчет – трудно найти такую универсальную выставку. Но вполне реально. Это «Arthouse Squat Forum» в строящемся жилом комплексе Arthouse. Если прийти туда в будний день, то придется сделать это с 6 до 8 вечера – именно в это время по выставкам проводят экскурсию, а если придете раньше, вас встретит запертая дверь, шум стройки и рабочие в касках – «Squat Forum» расположен в здании недостроенного жилого комплекса. В выходные выставки работают весь день и допоздна, к тому же каждую субботу (еще несколько недель вперед) тут проходят перформансы, кинопоказы и некие театрализованные действия. Например, в прошлую субботу я побывала на перформансе Глюкли и Цапли – высоким поставленным голосом певица исполнила манифест художников. В нем говорится о том, что художник должен быть другом своему зрителю, а не ментором. Очень верное замечание.

Если продолжить эту мысль, то выставка тоже должна быть user-friendly, и Катя Бочавар, куратор «Arthouse Squat Forum» (как бы ни трудно было каждый раз набирать латиницей) эту идеологию поддерживает. Тут все устроено максимально просто и без затей – и даже не объяснить сразу, почему выставки в полупостроенном доме так круто устроены. Можно описать. На первом этаже в огромном бетонном зале стоит десяток роялей. Это инструменты, которые собирал по знакомым музыкант Петр Айду. Катя Бочавар рассказывает, что Айду все детство провел в маленькой комнате на Арбате, где половину комнаты занимал рояль. И вот после этого он уже не может спокойно смотреть на то, как люди выбрасывают рояли. Собирал он рояли, собирал, распихивал по знакомым, и вот они выставлены в одном месте – кривые, покосившиеся, молчащие.

А на последнем этаже – выставка «Зоопарк городской фауны», где в вольерах сидят голуби, вороны, крыса и воробьи. Самый огромный вольер был отдан кошке. Честное слово, моя комната меньше, чем этот вольер. Но кошка там уже не живет – победно отогнута сетка-рабица, и рядом надпись «Кошку забрали посетители вернисажа». Голубей поди не забрали с воронами, и им после сытого житья дорога назад – на улицы. Этот зоопарк как-то чересчур метафоричен получился.

Идея всего «ASF» – показать срез московского арт-сообщества, свести вместе «леваков», которые даже работы свои на выставку не выдают, потому что она «в элитном жилом комплексе» (речь о фильме «2+2. Практикуя Годара» Группы учебного фильма на выставке «Ненадеждная жизнь». – Артхроника) с коммерческими монстрами типа АЕС+Ф и с толпой веселых московских художников среднего звена. Ну чисто голуби с кошками и воробьями собрались. И в итоге получилось – Саша Фролова с фантастическими надувными скульптурами, Давид Тер-Оганьян с выставкой про «доколе Путин», но только без этих самых слов, ряд остроумных иностранцев, в том числе нью-йоркский художник Томас Биль, очень оригинально обживший минус первый этаж, и активистски ориентированный художник Николай Олейников. Редко увидишь такое собрание в одних стенах.

В ближайшую субботу, к слову, киновечер – будут некие киноконцерты на основе фильмов «Кабинет доктора Калигари» и «Шапито-шоу». Йоу.