В лондонской галерее Guest Projects, по совместительству мастерской художника Инки Шонибаре, прошла выставка «Счастливый архипелаг», в которой приняли участие российские художницы, живущие в Лондоне. Авторам предлагалось пофантазировать на тему закрытых промышленных и военных городов, которые начали появляться в СССР с 1940-х годов. Специально для «Артхроники» представленные работы прокомментировали независимый обозреватель АНДРЕЙ ШЕНТАЛЬ и сами художницы.
Самое страшное для русского человека, оказавшегося за границей, – это встретить другого русского. А все потому (кто-нибудь да скажет), что русофобия и желание быть «более западными» изначально заложены в нашей ментальности. Однако в минуты, когда появляются надежды на перемены в родной стране, в русском человеке неожиданно пробуждается дремлющее национальное самосознание, и презрение к своим соотечественникам оказывается чем-то наносным, не более чем позой. Это доказали и протесты против фальсификации выборов, и акции в поддержку Pussy Riot, объединившие тысячи россиян по всему миру.
Одним из симптомов такого пробуждения стало сообщество русских студентов художественных вузов, живущих в Лондоне. Их фейсбук-комьюнити LONDOM медленно, но верно разрастается; сейчас в нем уже более ста человек. Участники группы регулярно устраивают встречи и одну за другой открывают выставки. На первый взгляд может показаться, что это всего лишь маленькая русская диаспора или даже междусобойчик русских студентов, отрезанных от родины и не сумевших интегрироваться в британское арт-сообщество. Однако художники успевают как поддерживать контакт с Россией, реагируя на происходящие там события, так и вступать в непосредственный диалог с западным зрителем.
Все десять участниц проекта «Счастливый архипелаг» так или иначе рассуждают о прошлом, настоящем и будущем России и делают это на языке западного искусства, используя популярные здесь жанры псевдожурналистского исследования, фильма-эссе, художественного архива. Возможно, поэтому выставка и имела успех: на открытии в галерее художника Инки Шонибаре, расположенной в Ист-Энде, было не протолкнуться, а газета Evening Standard отозвалась о проекте хвалебной рецензией.
Конечно, «Счастливый архипелаг» – одно из многочисленных студенческих шоу, ежемесячно открывающихся в Лондоне. Однако мне эта выставка кажется невероятно важной: она свидетельствует о некотором сдвиге в русском самосознании, а также о том, что русское искусство может быть интересно иностранной публике, если поместить его в правильный контекст. Я предложил участницам выставки самим рассказать о своих работах.
Елена Попова
Я делаю инсталляции с видео и живописью. Видео «говорит», а живопись «молчит», то есть это просто другая форма высказывания, но о том же – о прозрачности и непрозрачности в обществе, в истории, в политике (и на холсте), о многоплановости событий и фактов, о разных точках зрения. Например, мое видео «Unnamed» в двух частях: первая – о темных секретах холодной войны, о советских атомных городах и о материальности радиоактивного заражения, а вторая – о светлой коммунистической утопии, которая была возможна на территориях ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование. – «Артхроника»). Мое видео повествовательное, но это размышление художника, более близкое к поэзии, чем к документалистике.
Мария Капаева
Каждый год из России иммигрирует более ста тысяч человек, включая женщин, цель которых – выйти замуж за иностранца. Русские невесты – это культурный, социальный и политический феномен, который заинтересовал меня как художника. Проект «I Am Usual Woman» – своего рода продолжение моих исследований темы женщин на выданье, которую я начала в Индии в 2010 с проектом «Marry Me» о местной традиции сватовства и свободе выбора у молодых женщин. Мне интересно положение женщин в современном обществе, которое в процессе глобализации претерпевает культурные и социальные изменения. Этот проект – моя попытка наладить диалог между разными культурами там, где, по моему мнению, происходит недопонимание или ложное представление друг о друге. Это история о простых женщинах, которые мечтают о лучшей жизни для себя в далекой стране, языка которой они не знают.
Елена Гавриш
Меня интересует практика гипноза, которая всегда возникала в России в смутные времена (Распутин, Кашпировский). Мне кажется, это вполне отражает модель российской власти: единовластие одного человека (гипнотизер) с одной стороны и пассивный индивидуум или аудитория с высокой «гипнабельностью» (пaциент) с другой.
Проект «За горизонтом» – это архив, составленный из рисунков и текстов о работе и творчестве психолога, художника, поэта и актера Владимира Райкова (1934–2007). Доктор Райков гипнотизировал пациентов, и они писали картины, имитируя работы известных художников. Райков был уверен, что его воспитанники таким образом неосознанно создают «искусство» и «красоту», и считал, что именно так человек может достичь высшего художественного потенциала. Я позаимствовала вторую часть названия научно-документального фильма «Семь шагов за горизонт» (1968) Феликса Соболева, где был показан первый эксперимент Райкова, чтобы образно охарактеризовать место без ориентиров – вещи там принимают абсурдный характер, и воображаемое сливается с действительностью.
Ольга Гротова
Моя работа рассказывает историю глазами советского журналиста, приехавшего в некий закрытый город N и якобы увидевшего счастливую идиллию небольшого обособленного сообщества. Подписи под старыми выцветшими фотографиями с изображениями групп счастливых людей описывают необычные конкурсы, клубы и коллективные занятия жителей города – например, соревнования по толканию бревна, пижамные вечеринки или женский клуб по прыжкам с шестом. На самом же деле я таким образом смеюсь над советской идеей всеобщего счастья и коллективного труда на благо Родины. Я искусственно состариваю фотографии, скопированные из архивов ГУЛАГа и трудовых лагерей, и добавляю к ним саркастические подписи. Моя работа в первую очередь обращается к проблеме так называемой «коллективной амнезии», которая, как я чувствую, есть в современном обществе. Но в то же время я выражаю в работе желание забыть все плохое и сделать вид, что жизнь может быть только счастливой и светлой.
Мария Груздева
Мне всегда была близка и интересна идея раскрытия истории, некой тайны через изучение пространства. Иногда надо только внимательно приглядеться к тому, что нас окружает, и с помощью, казалось бы, несущественных деталей можно составить полную картину, а как раз в этом часто и заключается задача фотографа. Поскольку была затронута тема закрытых советских городов как общая тема выставки, я решила взять за основу ВДНХ. Не будучи секретным городком, ВДНХ была создана с целью демонстрации достижений советского строя и передачи основ советской идеологии. Концепция автономности и независимости целого города и единства идейного наполнения, воплощенная в ВДНХ, затем послужила прототипом для возведения секретных городков на территории всего СССР.
Наталья Скобеева
Мне интересен феномен транснационализма и способствующие этому явлению новые технологии общения. Работа «Об искусстве общения» сделана как реакция на прошедшие президентские выборы – отсюда и двусмысленное название. Президентские выборы – это же тоже акт общения. Только по ограниченным и легко просчитываемым комбинациям и использованию простейших символов все происходящее очень сильно напоминало мне детскую игру в крестики-нолики. Я модифицировала символы игры в соответствии с символами, использованными на выборах – и играю в крестики-нолики, открыто мухлюя в каждом раунде. Если посвятить работе необходимое количество времени, то можно заметить, что одна из комбинаций не сыграна – это мой способ общения или, скорее, предложение пообщаться.
Ариадна Айвазовская
Моя работа посвящается русским мужчинам, которых я очень люблю. Как известно, в России мужчин гораздо меньше, чем женщин. Поэтому женщины не всегда оценивают их объективно. В качестве секс-символа порой выступает совсем не впечатляющий экземпляр. Известно, что иногда женщины-избирательницы, опутанные чарами кандидатов, отдают за них свои голоса. Я хочу напомнить русским женщинам, какой он, настоящий русский мужчина! А чтобы привлечь внимание женщин, я посадила их в банки.
Дарья Иринчеева
Работа была сделана специально для выставки «Счастливый архипелаг». Это примитивный объект общения в информационном вакууме. Детское приспособление, которое позволяет передавать слова, интонации посредством вибрации тонкой ниточки. Выставка рассказывает о городе N, информационно отрезанном от мира. Известия извне не могут туда просочиться, и вся «правда» города создается самими жителями. Для меня это модель мира, в котором мы живем, где всплески популярности идей, «правда» событий создается массами людей. В зависимости от количества и качества последователей, глаз, направленных на идею, она либо становится популярной и продолжает жить, либо вымирает, как динозавр.
Татьяна Баскакова
Для меня эта скульптурная пара – шутка над идеологией. Она задумана как перевертыш.
Недавние события в Москве подтолкнули меня к использованию материалов, более выразительных в своей потенциальной жестокости. «Цементные ботинки» («Сement shoes») – это работа о смерти; отсюда использование в названии сленга американской мафии.
В работе я также использую советскую азбуку, она – прекрасный пример столкновения невинности и идеологии. Это главная тема моей практики. Работа отсылает к утопическим изображениям детских демонстраций, взятых из азбуки 1988 года.
Таус Махачева
Меня очень давно завораживали советские фотообои, их ценность, их редкость, их обещание другого, лучшего мира. Гэдээровские обои советского периода – это портал, врата и окно. Существовал ли пейзаж, по образу и подобию которого они были созданы? Я решила попробовать его найти и свозить туда этот портал на прогулку.
Материал подготовил Андрей Шенталь