ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО о новой выставке в Библиотеке книжной графики

Петербургская Библиотека книжной графики с энтузиазмом и регулярностью, которые хочется отметить, показывает современное искусство, отдавая художникам целиком два зала. Здесь выставляются авторы, которые, соответственно названию места, не потеряли интереса к графике, но также активны и в области современного искусства, их имена хорошо известны зрителям. Сейчас в библиотеке Петр Белый, применив свой опыт современного художника, знание выставочных приемов и экспозиционной логики современного искусства, сделал интересный и внятный кураторский проект. Он взял литографии, созданные в 1960–80-е годы его отцом, известным графиком Семеном Белым, поместил среди собранных им же китчевых изображений и курьезов и позвал четверых петербургских художников поддержать этот и без того интересный художественный материал инсталляциями в виде своеобразных алтарей. В результате получилось оригинальное и очерченное кураторское высказывание.

© Фото: Павел Герасименко

© Фото: Павел Герасименко

Выставка названа «Китч как мир», с серьезным подзаголовком «Опыт культурной археологии», которым принято маркировать «актуальное». Хорошо, что серьезность ограничивается названием, потому что она не идет ни представленному искусству Семена Белого, ни тем более китчу, заявленному как один из главных объектов, если не сказать «героев» выставки. Для Семена Белого и многих его друзей и соратников китч был одной из оппозиций серьезности соцреализма, они ценили и собирали все эти безделушки, выразительные в своей аляповатости и непосредственно передающие «эстетические воззрения славян». У одних художников такие вещи могли стать постоянными предметами для постановок, кто-то вдохновлялся их чистой изобразительной красотой: в шестидесятые заново и в который раз открывалась художественная ценность всего «неученого» искусства, точно так же, как в десятые это делали Михаил Ларионов со товарищи. Дощечки с изображениями цветов и овощей, рекламирующие продаваемые на рынке семена, из коллекции Белого-старшего выглядят на выставке миниатюрными образцами живописи поп-арта. В собственном творчестве Семена Белого культурность линии или совершенство техники не пытаются заслонить фольклорный источник работ и их здоровую витальность в диапазоне от иронии до зубоскальства, как в листах из цикла иллюстраций к пословицам.

На самом деле китч есть красота, и, как и красота, он в глазах смотрящего: китчевой вещь делает или не делает отношение, потому что стилистически и художественно большая часть показанных на выставке предметов относится к городскому примитиву и наивному искусству. В наше время классический изобразительный китч стремительно исчезает. Становясь предметом научного изучения, он понимается разумом, а не чувством, переживание беспримесной эстетической радости вряд ли дается университетскому профессору или современному художнику.

© Фото: Павел Герасименко

© Фото: Павел Герасименко

Художники, собранные Петром Белым вместе для этой выставки — Петр Швецов, Андрей Рудьев, Владимир Козин, Семен Мотолянец и сам Белый — выступив в предложенном «вотивном» жанре, не стали соблюдать каноны китча, а сделали достаточно узнаваемые авторские работы. Двое художников для создания инсталляций заметно очистили свои мастерские от хранящихся в них предметов. Настоящее «собрание всего» Андрея Рудьева, в котором при желании можно увидеть сюрреалистические отзвуки коллекции минералов Андре Бретона, все же больше связано с интерьером мастерской и бытом художника. Петр Швецов обыграл бидермайеровскую литографию из коллекции Семена Белого, закрутив вокруг картинки с видом шале и оленями концептуальный диалог рисунков на свою излюбленную тему – чучела животных. Владимир Козин воспользовался случаем рассказать скороспелый политический анекдот. Участник группы «Мыло» Семен Мотолянец выступил на фоне других авторов очень аскетично, расположив почти египетским рельефом четыре фигуры, заявляющие «Я». Сам Петр Белый соорудил в полном смысле слова алтарь, у подножия которого положил инструменты художника, граверные штихели и напильники, а на планшете национального цвета шинельного сукна и пасмурного неба выстроил пирамидальную композицию, возносящую поэта Есенина в чернолаковой технике к неоновому сиянию.

Среди «совершенных подарков», толк в которых знал Даниил Хармс, есть «палочка, к одному концу которой приделан деревянный шарик, а к другому концу деревянный кубик. Такую палочку можно держать в руке или, если ее положить, то совершенно безразлично куда. Такая палочка больше ни к чему не пригодна». Петр Белый показал, как правильно окружал себя предметами Семен Белый, потому что и сейчас все эти картины «лебединой живописи», открытки и вышивки, инструкции и таблички, образующие отдельный «мир китча», способны стать частью космоса художника.

Павел Герасименко

 

Выставка «Китч как мир» открыта в Библиотеке книжной графики (Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, д. 30) до 5 мая