ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО о выставке братьев Чепменов в Государственном Эрмитаже и о том, кто мог стать ее идеальным зрителем

На выставку Джейка и Диноса Чепмпенов «Конец веселья» вход лицам моложе 18 лет запрещен, и Эрмитаж решительно настроен соблюдать эти возрастные ограничения. Наверное, впервые эрмитажная выставка проходит с оглядкой на недавнее законодательство. Между тем экспозиция эта совершенно детская, в чем охотно признаются сами авторы. Кажется, братья Чепмены так и остались вечными подростками, увлеченно играющими в «войнушку» и «танчики», просто делают это они в необыкновенных масштабах.

Хотя постмодернизм и сошел с арены, но Чепмены по-прежнему практикуют постмодернистский культ тотальной иронии. В их инсталляции насилие воспринимается игрушечным из-за масштаба и числа фигурок, а также еще и потому, что в таком количестве оно просто невообразимо. При этом благодарными зрителями «Конца веселья» стали бы как раз дети, причем именно мальчики в возрасте около десяти лет. Множество цитат и отсылок к истории искусства будут считываться взрослым и знающим зрителем, а у детей экспозиция встанет в один ряд с играми в солдатиков, от музейных реконструкций сражений до компьютерных «стрелялок». Заодно ребята освободили бы работу художников от тех глубокомысленных трактовок, которые применительно к искусству Чепменов выглядят надуманными.

То, что фашизм и все связанное с ним является мощным источником сюжетов и образов, известно давно, с тех пор как он использовался в «120 дней Содома» и «Гибели богов». Братья Чепмены идут дальше и (тут вспоминается Алекс из «Заводного апельсина») провозглашают: «Фашизм – это весело!». В нынешнем российском контексте выставка «Конец веселья» идеологична вдвойне. В инсталляции Чепменов сразу вспоминается распространенный в Советском Союзе военный культ, связанный с памятью о победе. Он до сих пор подпитывается массовой культурой: поколения советских школьников в свое время узнали о притягательности черной нацистской формы из фильма «Семнадцать мгновений весны», который занимал место «Ночного портье». Теперь сложно представить, но описанные в романе «Молодая гвардия» пытки в фашистских застенках в свое время будили эротическую фантазию едва ли не меньше журнала «Плейбой». Наконец, из поколения в поколение передается стишок «Дети в подвале играли в гестапо…». В школьном возрасте насилие, тем более в таких запредельных формах, как оно явлено в работе Чепменов, – это всего лишь симулякр, оно абстрактно и не предполагает объекта.

Серия Чепменов «Ужасы войны», продолжающая офорты Гойи, тоже будет естественно восприниматься самым наивным зрителем. Акварельные дорисовки Чепменов снова выдают их подростковый темперамент. Чепмены «художественно улучшают» не только произведения Гойи. Пусть это тиражные офорты, но можно представить, что эрмитажниый специалист в области гравюры Михаил Дединкин может отнестись к экзерсисам и кунштюкам братьев не иначе, как к святотатству. В свое время они препарировали подобным образом работы еще одного художника – Адольфа Гитлера. В «Конце веселья» – он один из главных героев, его фигурка появляется в нескольких сценах инсталляции. Дорисовывая фигурам на гравюрах Гойи страшные глаза, многоножки и щупальца, Чепмены на самом деле не просто реактуализуют классическое искусство, они выявляют в нем фольклорную природу и заставляют зрителя вновь бояться изображенного более 200 лет назад.

Выставка братьев Чепменов существует в диалоге с офортами Гойи из собрания Эрмитажа, которые выставлены сейчас в соседних залах. Экспозиция под названием «Им никто не поможет. Трагические сюжеты в графике Гойи» дополнена еще одним элементом, мимо которого пройти не получается. Здесь в трех витринах показаны орудия пыток, например маски для пытки водой или голодом и тиски для пальцев. В тот момент, когда зритель осознает, что все эти предметы использовались по своему прямому назначению и причиняли настоящую боль, вымышленный мир в инсталляции братьев Чепмен представляется детской забавой и снова стыкуется с настоящим.

Павел Герасименко

Выставка Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья» продлится в Государственном Эрмитаже до 13 января