Металлофон © Елена Авдеева

Металлофон © Елена Авдеева

ДАРЬЯ КУРДЮКОВА о проекте «Потрогай музыку» Центра современной культуры «Гараж» в Парке им. А.М. Горького

Пока у «Гаража» не появилось собственной постоянной площадки в Парке Горького, куда он переехал из конструктивистского Бахметьевского автобусного парка, активность его ориентирована на проекты мобильные: перформансы, музыку, кино. Перекрестный год Германии и России 2012–2013 открылся в парке Мобильным музеем музыки, где проходит выставка «Потрогай музыку». Интерактивная музыкальная инсталляция из трех десятков инструментов Михаэля Брадке, создателя этого музея в Дюссельдорфе, – ладная летняя затея для паркового пространства. Вопрос только в том, к чему ближе эта пограничная в жанровом смысле выставка: музыке или аттракциону?

Нынешний приезд Михаэля Брадке в Россию не первый. Пятнадцать лет назад он устраивал перформанс в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки и участвовал в детской выставке в Ноябрьске. Над своими творениями он трудится уже лет двадцать, и скопилось их за это время приличное количество.  По его подсчетам, если выставить всю коллекцию, потребуется около 3 тыс. кв. м. Такой площади нет, поэтому у Мобильного музея музыки нет и постоянной экспозиции.

Машина-композитор © Елена Авдеева

Машина-композитор © Елена Авдеева

Инструменты в Парке Горького находятся во временном павильоне, напоминающем японские дома с полупрозрачными ширмами вместо дверей, а объединены они в основном по видовому принципу, например, духовые, ксилофоны. Да только сделаны эти инструменты из всякой всячины: в ход пошли автомобильные диски, колокольчики для коров, бутылки и плитка, тут даже камни издают диковинные звуки. А раз мелодии можно извлекать из чего угодно, то и музыкантом может стать каждый, причем с пользой для физического и психического здоровья.

Вот крутите вы, скажем, педали «машины-композитора», меняете ее звуковые регистры – и павильон наполнен музыкой сфер. Говорите что-то в микрофон, а преобразователь голоса поднимает или опускает звук на октаву. Или раскачиваетесь на стуле, прикрепленном к барабану, ну и, само собой, стучите по нему. Звук меняется в зависимости от положения сидящего, чем дальше вы отклоняетесь, тем сильнее натягивается барабанная мембрана, и грохот становится оглушительным.

Гигантская флейта © Елена Авдеева

Гигантская флейта © Елена Авдеева

Сама по себе идея диковинных инструментов давно не такая уж и диковинная. Из отечественного контекста можно вспомнить ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. Можно – эксперименты Петра Айду, чудаковатые инструменты-персонажи Германа Виноградова: пузатый жбан «Огрямох Трясоховый», шелестящую в железной посудине фольгу. А еще до Виноградова были кинетисты.

По-хорошему, конечно, от данной экспозиции как раз и ждешь таких сопоставлений. Но их нет. Впрочем, нынешняя выставка трогательной в прямом смысле этого слова музыки озабочена оригинальностью, похоже, гораздо меньше, нежели фактом похода в массы. Это «Гаражу» делать не впервой, тем более в парке, да еще и в летний отпускной сезон. «Потрогай музыку» – аттракцион для детей, семейный поход в уикенд. Такого же порядка прошлой весной у «Гаража» был показ «Decode: Прикосновение к цифровому искусству» с интерактивными инсталляциями, освоившими новые технологии. Он, кстати, тоже пользовался успехом у публики.

Металлофон © Елена Авдеева

Металлофон © Елена Авдеева

В благородном посыле создавать и слушать новую музыку, музыку улицы, автором и исполнителем которой может стать каждый, угадывается утопическая нота авангардной эпохи. Маяковский предлагал сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб». Михаэль Брадке на призыв откликнулся и собрал из водосточных труб орган с насосом и гигантскую флейту, тоже функционирующую по принципу насоса. Мысль поэта трансформируется под новые запросы.

Брадке уверяет: «Ты сможешь, смелее!». Он, безусловно, исходит из западного демократичного менталитета, когда незашоренное сознание готово к эксперименту. Как, впрочем, и европейские родители, предоставляющие ребенку в музее почти полную свободу.

Привезенному в Москву Мобильному музею музыки лучше бы, конечно, не в павильон, а на открытый воздух. И чтобы вход был свободным для всех. Но в наших реалиях, похоже, пока это невозможно.

Дарья Курдюкова

 

Проект Центра современной культуры «Гараж» «Потрогай музыку» открыт в Парке им. А.М. Горького до 24 июля