АЛЕКСАНДРА НОВОЖЕНОВА о выставке «Президиум ложных калькуляций» в московском Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей

За окнами Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей катит свои злые волны капитализм. Но изнутри музея, где время, кажется, совершенно остановилось и обстановка пахнет скорее позднесоветским, чем в каком бы то ни было смысле капиталистическим, этого не скажешь. Для своей выставки художница Настя Рябова отыскала действительно прелестное место, уединенный уголок. Можно было бы вообразить созданный в девяностых годах Музей предпринимателей и меценатов чем-то покрытым плиткой под мрамор и официозным, такой обителью зла, куда критически настроенные художники внедряются, чтобы подорвать позиции врага с тыла. На самом деле это милейший самодельный музей, где кассир, билетер и экскурсовод – одно самоотверженное лицо. Под выставку отдан пустующий нижний этаж. А собранная с миру по нитке, трогательная особым любительским тщанием, экспозиция самого музея, повествующая о жизни дореволюционных мануфактур и благодеяниях Рябушинских, Морозовых и прочих, занимает несколько комнат этажом выше.

Иван Бражкин. Золотые слова © flsclcltnsprsdm.cc

Иван Бражкин. Золотые слова © flsclcltnsprsdm.cc

Настя Рябова решила приложить свой пытливый ум к расследованию о деньгах. И – в соответствии с любимой ею идеей паразитарности – разместила свой критический проект на базе нехудожественного музея, посвященного истории ранних стадий Российского капитализма, овеянных сегодня определенной ностальгией. Из медиа мы знаем, что загадочные финансовые потоки правят миром – а значит, они стоят обсуждения. К тому же молодые художники ощущают (со времен Ханса Хааке, а также фильма «Уолл-Стрит» 1987 года это очевидно), что самые сухие материи дают самый сильный художественный результат.

По названию выставки ясно, что расследование будет сугубо поэтическим – «Президиум Ложных Калькуляций» сводит свой критический пафос к художнической игре, заранее снимая с себя ответственность за достоверность. И если, как правило, Настя Рябова, затеявшая выставку, работает с реальными социологическими структурами, способными на саморазворачивание и саморазоблачение, то здесь все построено на намеренно поверхностных образах. И сама Настя, и собравшиеся по ее инициативе художники не знают наверняка, как устроены эти таинственные и могущественные потоки денег, и вникать не собираются. Но – как цыплята на птицефабрике в старом рассказе Пелевина «Затворник и шестипалый» – они по некоторым признакам догадываются, как все работает, и вот эти свои представления и ощущения они и пытаются отрефлексировать, местами не без изящества.

Давно пустующее помещение первого этажа, которое музей предоставил под проект – бывшее учреждение, укрытая от мира янтарная комната из ДСП. Полуотвалившийся подвесной потолок, под которым видна старая лепнина, ужасающе прекрасные плафоны на входе – эту богатую фактуру художники использовали под популярный последние годы тип инсталлирования, как бы небрежного, но одновременно точного, когда существующие пространства со всей начинкой используются для контекстуального внедрения в них искусства.

Максим Спиваков. Проект мерчендайзинга. Пакет «Пирамида» © flsclcltnsprsdm.cc

Максим Спиваков. Проект мерчендайзинга. Пакет «Пирамида» © flsclcltnsprsdm.cc

На входе стоит невинный на вид аппарат для выдачи бахил – работа Ивана Бражкина «Золотые слова». На самом деле это обличительный механизм, призванный вскрыть сущность потребления: вложив в щель для монетки 5 рублей, вы получите «бесполезную» капсулу с вложенной в ней цитатой c критикой консюмеризма: с этого скорее милого, чем болезненного укола начинается выставка.  Рядом висят пакеты Максима Спивакова: на целлофане вверх ногами отпечатана «Пирамида капиталистической системы». Автор перевернул мироустройство простой ротацией изображения – легкость, указывающая скорее на то, что  реальная победа рабочего движения над правящим классом, вероятно, должна быть чудовищно трудна.

Отвлеченными наблюдениями над абсурдными отношениями цена/товар выглядят высказывания Камиля Лорелли («Инфляция» –  сторублевая купюра, выставленная на интернет-аукцион и потихоньку растущая в цене) и Алисы Иоффе («Скажи, что ты мой раб и что ты любишь меня» – торжественно занимающее целую комнату полотно, на котором лесенка из красных прямоугольников представляет собой расставленные по мере возрастания цены виды красной краски одного и того же оттенка).

Работа Анны Вит «Здесь деньги» – спрятанные в одной из комнат купюры, в поисках которых посетителям было позволено разгромить комнату до основания, –  что-то типа нестрогого упрека человеческим слабостям.

Следом идет работа самой Насти Рябовой «Триллионы»: художница отделалась от своей же темы «каллиграфией» а-ля Гутов про яростное умножение нулей в суммах слишком гигантских, чтобы их даже помыслить. В пандан ей пришлась более обязательная и элегантная работа Алисы Никитиновой «Один упал», где обыгрываются графические свойства единицы, заваленной на спину – как будто убитой наповал.

Анна Витт. Здесь деньги © flsclcltnsprsdm.cc

Анна Витт. Здесь деньги © flsclcltnsprsdm.cc

Из всех попыток заигрывания с миром чисел и математических знаков, самая удачная – бойкая и вместе глубокомысленная критическая абстракция – работа Алекса Булдакова, Анастасии и Дмитрия Потемкиных «±∞»: настоящее голубиное дерьмо, образующее на полу комнаты знак бесконечности. Художникам пришлось несколько дней жить с голубями, для которых был изготовлен насест соответствующей формы. Следуя воле авторов, голуби загадили пол ровно как нужно.

Особняком стоит «органическая» работа Ирины Кориной «Морщина» – красивая инсталляция с множеством подробностей, очень идущая местной ДСП-обивке. Она сделана из прозрачного целлофана, небольшого количества воды, земли и растений – и, как всегда у Кориной, без какого-то немедленно вычленяющегося понятного значения. Посреди мелких подначек остальных авторов она смотрится немного «ни при чем», как свадебный генерал от мира неясно говорящих форм – art informel с легчайшим налетом социальности.

Все эти работы – более или менее остроумные, возможно, кое-где вторичные, но большей частью точные и колкие – действительно кажутся саркастическими, но и симпатичными паразитами, кусачими насекомыми, пытающимися пробить толстую кожу некоей глобальной абстракции – пресловутого капитализма, в данном случае несколько топорно тематизированного как «деньги». Речь не идет о реальном капитализме, чем бы он ни являлся, а скорее о некоем априорном представлении определенного круга художников о мироустройстве – его прежде всего следует держать в уме, интерпретируя все эти высказывания, которые без этого могут быть поняты как угодно. Из всех вещей, показанных на «Президиуме», только одна не кусает и не колет это представление, а пытается его воссоздать – и образ получается поэтическим до слез.

Речь о центральной, как мне кажется, работе – фильме «Безопорное движение» американца Закарии Формвальта. Вообще-то фильмов такого рода выставляется на Западе достаточное количество, все они очень эффектны – медитативная нарезка документальных кадров (архитектура развивающихся стран или рассказ о каком-нибудь заглохшем угледобывающем промысле) и закадровый голос, повествующий о проблемах данной местности. Но «Безопорное движение» сделано особенно хорошо и особенно красиво.

Анастасия Рябова. Триллионы © flsclcltnsprsdm.cc

Анастасия Рябова. Триллионы © flsclcltnsprsdm.cc

На экране мы видим съемку великолепной, непомерных масштабов стройки – строится новая биржа в китайском городе Шэньчжэне в бурно развивающейся китайской специальной экономической зоне, провинции Гуандун. Кадры стройки смонтированы так, что здания растут на глазах, а рабочие в касках при такой скорости смены кадров смазываются и исчезают, подобно тому, как рабочие в свое время исчезли из системы функционирования капитала – по Марксу, в постиндустриальную эпоху он приумножает сам себя, превратившись в непостижимую абстракцию, об этом нам рассказывает голос. Съемка так хороша, наблюдения за кадром так умны и входят в такое тонкое взаимодействие с тем, что показывается на экране, что в конце концов этот самый капитализм – или, по крайней мере, его абстракция – начинает представляться зрителю чем-то поэтически прекрасным. Хотя, как мы помним, и ужасным одновременно.

В этой уединенной шкатулке из ДСП, одним этажом ниже простодушного  любительского музея памяти пионеров русского капитализма, молодые люди в меру своего остроумия пикируются с большой поэтической абстракцией – и наблюдать за этим довольно интересно.

Александра Новоженова

 

Выставка «Президиум ложных калькуляций» продлится в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей до 14 апреля