Несмотря на то что печатная графика среди современных художественных медиа выглядит архаичной, Юрий Штапаков способен найти в современном искусстве место и для офортного станка, считает ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО

На выставке Юрия Штапакова «Формула сокрытия» в Rizzordi Art Foundation двадцать пять больших графических листов в технике монотипии, которые образуют в пространстве зала свободную дугу и разом открываются взгляду. Такое эффектное экспозиционное решение возникло у куратора Глеба Ершова по ассоциации с характерным петербургским мотивом – «свободным полукругом» из стихотворения Мандельштама про Казанский собор. Если продолжить ассоциативный ряд, то для описания искусства печатной графики очень подходят другие взятые у того же поэта образы – «тяжесть и нежность», метафора возникновения прекрасного из тяжести.

Во всех работах цикла «Формула сокрытия» некая кристаллическая форма как будто замерла в центре графического листа, процесс ее дальнейшего превращения прерван. Хотя технические секреты работы и поддаются описанию, понять, что предпринял художник, чтобы достичь такого изобразительного эффекта, не просто, даже хорошо зная графические техники. Мастерская, где работает Юрий Штапаков, известна самым большим в городе офортным станком с печатной поверхностью (талером) более трех метров, но эти работы  он создавал в Китае, в крупнейшей печатной студии Guanlan Print Base.

Сложный процесс печати сам по себе обладает внутренним ритмом и скрытой драматургией, а Юрий Штапаков, будучи одним из самых технически изощренных графиков, делает  возникновение оттиска еще больше интригующим. В его монотипиях к художественной энергии добавляется и чисто человеческая, так свойственная самому художнику. В процессе печати он помещает на лист смятую бумагу, и ее оттиск, формой напоминающий кристалл, становится композиционным центром листа. В своей основе он передает непосредственное мускульное усилие, является его отзвуком, слепком момента. В монотипиях Штапакова живое и неживое объединено вместе: если их минералогия напоминает работы Макса Эрнста 1930-х годов, то в случайно сложившихся на листе линиях проглядывает женская фигура в кубистическом духе. Ведь в самой технике искусства печатной графики скрыт мощный психоаналитический подтекст (недаром на известной фотографии Ман Рэя обнаженная художница Мерет Оппенгейм изображена около офортного станка и с покрытой краской рукой).

Графические листы экспонированы так, что они стремятся к трехмерности, а пространство бывшего промышленного цеха создает не только световые, но и смысловые рефлексы. Возможно, драгоценность этих работ могли подчеркнуть стекло и стерильные условия белого галерейного пространства, но важнее непосредственное взаимодействие с графической материей.

Юрий Штапаков дополняет выставку видеопроекциями, их  показывают в смежном зале. Казалось бы, в этом художник всего лишь следует экспозиционным конвенциям современного искусства. Девять видеосюжетов под названием «Появление» кажутся произвольными и фрагментарными. Это типично уорхоловская фиксация фрагментов реальности, закольцованные элементарные действия. С изображения, в котором действия меньше, чем в любом из выставленных графических листов, – спящая девушка в плацкартном вагоне, струя воды из трубы, живая рыба на прилавке, вибрирующие на верстаке шурупы, пар из люка, мусор на земле, – акцент естественно переносится на его длительность и повторяемость. Стык в видеопроекции отмечен долгим пустым кадром, и белый шум на экране начинает приобретать смысл – он становится синонимом обороту колеса печатного станка.

Среди современных художественных медиа печатная графика с ее ремесленностью часто выглядит архаичной. Но тот кто, как Юрий Штапаков, в совершенстве  изъясняется этим художественным языком, способен найти в современном искусстве место и для офортного станка. Понятие «качества», которое часто приходит в противоречие с «актуальностью», начинает мыслиться не как сухая и музейная категория, а как живая и подвижная вещь. Можно сказать, что место математики, когда художественное качество выражается цифрами стоимостей, занимает физика, внятно говорящая о взаимодействии материалов и силе, нашедшей выражение в графическом листе.

Павел Герасименко

Выставка Юрия Штапакова «Формула сокрытия» открыта в Rizzordi Art Foundation (Санкт-Петербург, ул. Курляндская, 49) до 14 октября