В пространстве «Ткачи» открылась выставка «Сто прекрасных мертвецов» – попытка осмыслить разрушения последних лет в историческом центре Петербурга и Берлина. Проект сопровождался театральной постановкой. По мнению ПАВЛА ГЕРАСИМЕНКО и ВАЛЕНТИНЫ ЛУЦЕНКО, авторам удалось избежать радикализма в духе «старое – хорошо, новое – плохо», однако заявленный синтез искусств все же не состоялся

«Сто прекрасных мертвецов» получились так: социолог Дмитрий Воробьев и художник Ник Теплов отметили на карте Петербурга сто разрушенных за последние годы зданий, и затем наложили эти точки на карту Берлина. Оказалось, что в пространстве обоих  городов болезненные для городской ткани пустоты зияют там, где когда-то были дома, правда, в Берлине это утраты времен войны и последовавшего разделения города и страны на две части, а в Петербурге результат варварской строительной активности последних лет. Фотографируя эти берлинские места, авторы каждый раз помещали в кадр алый круг как символ потерь. Стоит отметить, что на все фотографии этот знак не добавлен компьютерным способом, в пространстве инсталлировался реальный объект, который отбрасывает тень. Так с помощью простой идеи были объединены два города.

Для показа проекта выбрано сравнительно новое для Петербурга пространство «Ткачи», которое расположено на Обводном канале в бывшей ткацкой фабрике. Отсчет ста зданий начинается почти от этого места: неподалеку, как раз на месте кинотеатра начала XX века, выстроена новая станция метро внутри монструозного торгового центра. Можно представить, что алый круг, перемещаемый в городском ландшафте Берлина, становится неким действующим порталом, проходом в иное измерение, по ту сторону которого (почти как в перестроечной комедии «Окно в Париж»), современный Петербург. Что же помимо разрушений и утрат видно с немецкой стороны?

В величественных декорациях Петербурга каждый его житель с рождения имеет об архитектуре собственное мнение. Любой разговор о состоянии города здесь неизбежно скатывается к перечислению утрат и ламентациям. Такая привычная и уютная для сознания интонация делает своей эмоциональностью невозможным любое рассуждение. В результате бездумного сноса зданий (что стало одним из самых заметных проявлений городской архитектурной политики) позиция градозащитных групп и различных движений стала не только заметно радикальнее,  теперь они еще чаще говорят, подобно овцам из оруэлловской повести, «старое хорошо, новое плохо», или «с колоннами хорошо, без колонн плохо». Выставка смогла хотя бы на шаг отойти от подобной позиции.

Если обратиться к опыту Берлина, то именно в результате травмирующих событий исторического прошлого в центре города образовались большие пустующие пространства, что позволило создать в историческом городе новую современную архитектуру, такую, как ансамбль Потсдамер Платц. Живой и не умирающий ни при каких обстоятельствах организм города отличает способность к регенерации: во все исторические эпохи старое в нем замещалось новым. В качестве итога выставки можно лишний раз вспомнить библейский афоризм о том, что дело погребения мертвецов нужно предоставить мертвым.

Павел Герасименко

 

Театральная постановка в рамках проекта «Сто  прекрасных мертвецов» создана немецкой группой Oper Dynamo West и режиссером Су Юн Ли при участии российских актеров. Сценарий скорее типичный, отягощенный к тому же эпической идеей исследования, то есть глубокого погружения. Заявленный экскурсионный формат спектакля призван был оживить и «разговорить» экспонаты выставки, намекая, таким образом, на некий объемный художественный мир.

Творческая группа ответственно отнеслась к решению художественных задач, что было хорошо видно главным образом в искренней и душевной игре актеров в жанре школьных спектаклей о блокаде. В самом начале действия актер как бы неожиданно оказался в толпе зрителей и стал расспрашивать об истории зданий за окном, далее предложил выбрать слова из пачки карточек, где каждому слову соответствовала трагическая история о разрушении или повреждении домов Петербурга. В списке слов были, в частности,  «аристократия, благо, кладовая».

Интерактив продолжился у синего строительного забора, который объявили новой главной достопримечательностью города и к которому было предложено прильнуть, прислушиваясь к звуку жести. Затем зрителей проводили за забор. Оказавшись в замкнутом пространстве, завешенным строительной сеткой, зрители явственно ощутили себя внутри дома под снос. Вот с этого момента и начался спектакль. Неожиданно в разных местах по кругу площадки стали появляться актеры, так что зрителям все время приходилось крутиться на стуле. Актеры с тревогой говорили о разрушении исторических памятников Петербурга, рассказывали трогательные истории о том, что «в этом доме на втором этаже жила бабушка с попугаями и кошками. Кошки гоняли птиц, и оттого аура дома стал тревожной», то загробными голосами сообщали: «Нам нужна могила для твоего трупа». В пластических этюдах,  где были задействованы и цирковые акробаты, проводились параллели между домом и человеческим телом. Во время спектакля актеры вели постоянную онлайновую съемку, снимая друг друга.

Под конец театральное действо вышло на поистине космический уровень, завершившись описанием  погребального ритуала у ацтеков и фрагментами из Данте. Финальным аккордом прозвучала печальная ария из классического оперного репертуара   и вот уже певица тихо удаляется вглубь экспозиции, оставляя зрителей в скорбно-возвышенных раздумьях…

И тем не менее заявленный синтез искусств не состоялся, хотя все искусства были представлены. Вместо объемности получилась линейность, вместо глубины исследования сентиментальность  и обилие разрозненных фактов. Ради справедливости нужно отметить, что на подготовку спектакля было отведено всего две недели.

Валентина Луценко

 

Выставка «Сто прекрасных мертвецов» продлится в пространстве «Ткачи» (Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 60) до 14 октября