В пространстве «Ткачи» открылась выставка «Сто прекрасных мертвецов» – попытка осмыслить разрушения последних лет в историческом центре Петербурга и Берлина. Проект сопровождался театральной постановкой. По мнению ПАВЛА ГЕРАСИМЕНКО и ВАЛЕНТИНЫ ЛУЦЕНКО, авторам удалось избежать радикализма в духе «старое – хорошо, новое – плохо», однако заявленный синтез искусств все же не состоялся
«Сто прекрасных мертвецов» получились так: социолог Дмитрий Воробьев и художник Ник Теплов отметили на карте Петербурга сто разрушенных за последние годы зданий, и затем наложили эти точки на карту Берлина. Оказалось, что в пространстве обоих городов болезненные для городской ткани пустоты зияют там, где когда-то были дома, правда, в Берлине это утраты времен войны и последовавшего разделения города и страны на две части, а в Петербурге – результат варварской строительной активности последних лет. Фотографируя эти берлинские места, авторы каждый раз помещали в кадр алый круг как символ потерь. Стоит отметить, что на все фотографии этот знак не добавлен компьютерным способом, в пространстве инсталлировался реальный объект, который отбрасывает тень. Так с помощью простой идеи были объединены два города.
Для показа проекта выбрано сравнительно новое для Петербурга пространство «Ткачи», которое расположено на Обводном канале в бывшей ткацкой фабрике. Отсчет ста зданий начинается почти от этого места: неподалеку, как раз на месте кинотеатра начала XX века, выстроена новая станция метро внутри монструозного торгового центра. Можно представить, что алый круг, перемещаемый в городском ландшафте Берлина, становится неким действующим порталом, проходом в иное измерение, по ту сторону которого (почти как в перестроечной комедии «Окно в Париж»), – современный Петербург. Что же помимо разрушений и утрат видно с немецкой стороны?
В величественных декорациях Петербурга каждый его житель с рождения имеет об архитектуре собственное мнение. Любой разговор о состоянии города здесь неизбежно скатывается к перечислению утрат и ламентациям. Такая привычная и уютная для сознания интонация делает своей эмоциональностью невозможным любое рассуждение. В результате бездумного сноса зданий (что стало одним из самых заметных проявлений городской архитектурной политики) позиция градозащитных групп и различных движений стала не только заметно радикальнее, теперь они еще чаще говорят, подобно овцам из оруэлловской повести, «старое – хорошо, новое – плохо», или «с колоннами – хорошо, без колонн – плохо». Выставка смогла хотя бы на шаг отойти от подобной позиции.
Если обратиться к опыту Берлина, то именно в результате травмирующих событий исторического прошлого в центре города образовались большие пустующие пространства, что позволило создать в историческом городе новую современную архитектуру, такую, как ансамбль Потсдамер Платц. Живой и не умирающий ни при каких обстоятельствах организм города отличает способность к регенерации: во все исторические эпохи старое в нем замещалось новым. В качестве итога выставки можно лишний раз вспомнить библейский афоризм о том, что дело погребения мертвецов нужно предоставить мертвым.
Театральная постановка в рамках проекта «Сто прекрасных мертвецов» создана немецкой группой Oper Dynamo West и режиссером Су Юн Ли при участии российских актеров. Сценарий скорее типичный, отягощенный к тому же эпической идеей исследования, то есть глубокого погружения. Заявленный экскурсионный формат спектакля призван был оживить и «разговорить» экспонаты выставки, намекая, таким образом, на некий объемный художественный мир.
Творческая группа ответственно отнеслась к решению художественных задач, что было хорошо видно главным образом в искренней и душевной игре актеров в жанре школьных спектаклей о блокаде. В самом начале действия актер как бы неожиданно оказался в толпе зрителей и стал расспрашивать об истории зданий за окном, далее предложил выбрать слова из пачки карточек, где каждому слову соответствовала трагическая история о разрушении или повреждении домов Петербурга. В списке слов были, в частности, «аристократия, благо, кладовая».
Интерактив продолжился у синего строительного забора, который объявили новой главной достопримечательностью города и к которому было предложено прильнуть, прислушиваясь к звуку жести. Затем зрителей проводили за забор. Оказавшись в замкнутом пространстве, завешенным строительной сеткой, зрители явственно ощутили себя внутри дома под снос. Вот с этого момента и начался спектакль. Неожиданно в разных местах по кругу площадки стали появляться актеры, так что зрителям все время приходилось крутиться на стуле. Актеры с тревогой говорили о разрушении исторических памятников Петербурга, рассказывали трогательные истории о том, что «в этом доме на втором этаже жила бабушка с попугаями и кошками. Кошки гоняли птиц, и оттого аура дома стал тревожной», то загробными голосами сообщали: «Нам нужна могила для твоего трупа». В пластических этюдах, где были задействованы и цирковые акробаты, проводились параллели между домом и человеческим телом. Во время спектакля актеры вели постоянную онлайновую съемку, снимая друг друга.
Под конец театральное действо вышло на поистине космический уровень, завершившись описанием погребального ритуала у ацтеков и фрагментами из Данте. Финальным аккордом прозвучала печальная ария из классического оперного репертуара – и вот уже певица тихо удаляется вглубь экспозиции, оставляя зрителей в скорбно-возвышенных раздумьях…
И тем не менее заявленный синтез искусств не состоялся, хотя все искусства были представлены. Вместо объемности получилась линейность, вместо глубины исследования – сентиментальность и обилие разрозненных фактов. Ради справедливости нужно отметить, что на подготовку спектакля было отведено всего две недели.
Валентина Луценко
Выставка «Сто прекрасных мертвецов» продлится в пространстве «Ткачи» (Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 60) до 14 октября