ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО о выставке Сантьяго Калатравы в Эрмитаже

Выставка Сантьяго Калатравы – несомненная удача для проекта современного искусства «Эрмитаж 20/21», его руководителя Дмитрия Озеркова и, конечно же, для музея в целом.  Понятно, что список персоналий и отбор современных художников, достойных выставки в музее, подчиняется сложному компромиссу, но в данном случае Эрмитаж впервые представил современного архитектора мирового уровня очень хорошо сделанной выставкой.

Открытие состоялось с небывалым даже для Эрмитажа аншлагом, а на следующий день Калатрава выступил в Эрмитажном театре с лекцией (на которую в этот раз пускали строго по спискам). Немногим более чем за час он продемонстрировал публике весь набор фирменных приемов, начиная с рисования и признания в любви к акварели «Санкт-Петербург», впрочем, известных всякому по видео выступлений.

Сантьяго Калатарва. Транспортный узел Всемирного торгового центра. Нью-Йорк, США. 2003 © Santiago Calatrava LLC, 2012

Сантьяго Калатарва. Транспортный узел Всемирного торгового центра. Нью-Йорк, США. 2003 © Santiago Calatrava LLC, 2012

Эрмитажная выставка имеет название «В поисках движения». Движение как отличительное свойство в первую очередь всего живого – это важная концепция в творчестве Калатравы. Постоянное, повторяющееся движение волны воссоздано и в облике многих построенных им зданий, и в представленной на выставке кинетической скульптуре. Главное место в его архитектуре занимают два типа построек,  мосты и железнодорожные вокзалы, транспортные узлы, в которых движение является основной функцией. Нахождение и прохождение сквозь них важнее пребывания: статичная архитектура своими пластическими качествами способствует гуманистическому восприятию движущихся потоков и призвана гармонизировать их, будь то люди или транспорт. В этом смысле Калатрава (и не он один) очень точно уловил в архитектуре смысл современной объединенной Европы, сочетающей идеи проницаемости границ и номадический дух. С самого начала карьеры Калатрава создает здания и постройки публичного назначения, среди его работ не встретишь частных вилл, и даже больше других современных архитекторов-авангардистов он наследует в этом социальному пафосу авангарда.

Выставка показывает происхождение архитектурных замыслов и форм построек Калатравы из его рисунков и скульптурных объектов, и именно на них делается акцент в экспозиции. Николаевский зал дважды перегорожен поперек большими П-образными арками, в которых подвешены керамические яйца с орнаментальной росписью из птиц, переплетений деревьев и подобной органической тематики. Однако стилистика произведений Калатравы, не относящихся напрямую к архитектуре, смотрится сейчас достаточно банально, все это давно находится в сфере общих культурных образов и приемов классического модернизма. Один из важных у Калатравы образов, ставших основой облика многих зданий, – голубка, вспархивающая из раскрывающихся рук, автоматически сравнивается с хрестоматийными голубями мира у Пикассо.

Сантьяго Калатарва. Мост Сэмюэля Беккета. Дублин, Ирландия. 1998–2009 © Santiago Calatrava LLC, 2012

Сантьяго Калатарва. Мост Сэмюэля Беккета. Дублин, Ирландия. 1998–2009 © Santiago Calatrava LLC, 2012

В Сантьяго Калатраве – и это очень важно для восприятия его архитектуры – воплотился тип многостороннего творца и, вообще, средиземноморский тип культуры. Практически все его постройки включают солнечный свет и тень как важный компонент. Один из макетов на выставке, напоминающий птичье крыло, демонстрирует в движении, как ритмично сгущается и ослабевает тень. Конечно же, Калатрава из числа архитекторов-изобретателей, пусть сейчас новаторство его архитектуры стало привычным и не так заметно.

На выставке становится ясно, что в основе этой архитектуры помимо природных метафор также всем известные физические и математические формулы. Каждый раз, для того чтобы построить здание по проекту Калатравы, необходимо применить технические новшества и изобрести много нового, например, раздвигающуюся кровлю музея в Рио-де-Жанейро.

Многие модели на выставке действующие, так что из-за музейного соседства не удается избежать сравнения, например, ворот склада «Эрнстинг» с часами «Павлин». Модели снабжены кнопкой, запускающей механизм. Однако ко всем механизмам в Эрмитаже приставлены музейные смотрители, и нажать на кнопку самостоятельно не разрешено. Здесь видится простая метафора демократии и «управляемой демократии», и это, кажется, лучший ответ на напрашивающийся после выставки вопрос, построит ли Сантьяго Калатрава в обозримом будущем что-то в Петербурге?

Павел Герасименко

 

Выставка Сантьяго Калатравы «В поисках движения» продлится в Эрмитаже до 30 сентября