Бернхард Шульц

В конце июня в Дрездене после четырехлетней реконструкции открылся музей Альбертинум. Специально для «Артхроники» об обновленном музее рассказывает оказавшийся среди первых посетителей Бернхард Шульц.

Дрезден, возможно, не первый город, в который приезжают из Восточной Европы — на пути стоит Берлин, — но все же город привлекает туристов с Востока, особенно из России.

У Москвы и Дрездена особые отношения с тех пор, как в 1945 году в разрушенный Дрезден вошла Советская армия. И особенно с тех пор, как в 1955 году Дрездену было возвращено вывезенное в СССР собрание Дрезденской картинной галереи. Но есть и более ранние связи. Не все знают, что Альбертинум послужил своего рода образцом для московского Музея изящных искусств имени Александра III, ныне Пушкинского. Иван Цветаев, основатель музея, посетил только что открытый Альбертинум в 1892 году и затем в течение 20 лет активно переписывался с его директором, обсуждая все тонкости музейного дела.

Дрезден — город прошлого. Таково наследие и одновременно бремя дрезденской истории. Он был почти полностью уничтожен в результате бомбардировок авиации союзников и последовавших пожаров в феврале 1945 года. Но образ города сохранился в памяти миллионов людей. Возрождение Дрездена в последние два десятка лет, после объединения Германии в 1990 году, — это попытка воссоздать тот образ города с барочными улицами и домами. Особняком в этом ряду стоит восстановление церкви Богоматери и дворца-резиденции саксонских правителей. Однако для завороженного своим историческим прошлым Дрездена очень важно не терять связь с настоящим, не говоря уже о будущем.

В музейном пейзаже Флоренции-на-Эльбе, как называют город со славных времен конца барочной эпохи, времен правления двух Августов, отца и сына, многое достойно восхищения, в том числе музей Альбертинум.

Музей был задуман еще в эпоху Возрождения, но окончательно оформился в XIX веке. В 1887 году архитектор Карл Адольф Канцлер завершил перестройку отведенного под него здания арсенала. Название музей получил в честь находившегося в тот момент у власти короля Саксонии Альберта (1828–1902).

Во времена коммунистов в музее размещалась большая часть Государственного художественного собрания Дрездена. После того как несколько лет назад была восстановлена городская резиденция, в том числе помещения сокровищницы «Зеленые своды», часть коллекции вернулась туда, освободив место сразу под два музейных собрания, которые в былые времена здесь и размещались: Музей скульптуры и Галерею новых мастеров. «Новые», согласно дрезденской терминологии, означает после 1800 года и, таким образом, не подходящие для знаменитой Дрезденской галереи старых мастеров.

Необходимость в обновлении музея существовала давно. Однако откладывать реконструкцию стало невозможно после обрушившегося на Дрезден в августе 2002 года наводнения. Город тогда превратился из Флоренции в Венецию-на-Эльбе. При этом оказались затоплены подвалы Альбертинума, где располагались хранилища и реставрационные мастерские музея.

Конкурс проектов реставрации выиграл берлинский архитектор Фолькер Штаб. Он предложил разместить дополнительные, столь необходимые музею помещения для хранения и реставрационных работ не в подземной части здания, как это делается традиционно, а на верхних этажах. Для этого над внутренним двором музея была сооружена двухэтажная надстройка. Конструкция весом в 2700 тонн словно парит над внутренним двором, который раньше использовался разве что для парковки автомобилей, и совсем незаметна с улицы.

Сам внутренний двор — подарок для посетителей: обширное пространство украшено скульптурами, здесь хорошо дышится. Это дань Дрездена музейной архитектуре, тонко уравновешенное дополнение к историческому зданию.

Внутри музея царствуют «новые» мастера, впервые представленные в полном объеме на двух этажах, так что можно понять все своеобразие искусства Дрездена. Каспар Давид Фридрих и романтики начала XIX века, пейзажи, другие жанры, очень декоративная скульптура из цветного камня Макса Клингера, и с другой стороны — робкий импрессионизм, столь любимый Академией художеств, расположенной в нескольких шагах от Альбертинума. И, конечно, море экспрессионизма и художники группы «Мост» после 1905 года. Отто Дикс и его антивоенный триптих 1920-х годов. А после катастрофы Второй мировой войны картины художников ГДР, совсем не столь оптимистичные, как того хотела партия, а скорее приглушенные, даже грустные. И наконец, Герхард Рихтер. Уроженец Дрездена, бежавший в Западную Германию в 1961 году, перед самым закрытием границы. Впоследствии он всегда скрывал свое восточногерманское происхождение, органично вписался в западногерманский арт-рынок, был любим состоятельными западными коллекционерами.

Тем не менее когда после наводнения 2002 года встал вопрос о реконструкции Альбертинума, Рихтер вспомнил о своем родном городе и начал кампанию по сбору средств, выставив на аукцион свои работы. Собранные им €3,4 млн убедили германские власти в необходимости выделить средства на реконструкцию. Всего ремонт обошелся более чем в €50 млн. Теперь музей в ответ выделил два огромных зала для разноплановых вещей Рихтера — от фотореализма до многоцветных абстракций и откровенно концептуальных проектов.

В Галерее новых мастеров в отличие от Галереи старых мастеров много пробелов. Впрочем, «пробелы» здесь слово не вполне подходящее, это скорее свободное пространство, указывающее на специфику Дрездена. Кому-то может показаться, что Рихтер несколько переоценен в этом контексте, как и Георг Базелиц, еще один саксонский эмигрант в Западной Германии, который также принимал участие в спасении затопленного Альбертинума и чьи работы теперь занимают целый зал. Но, возможно, в этом есть необходимость, поскольку коллекция современного искусства у музея уже весьма обширна. А в двух минутах от Альбертинума в Академии художеств безудержные студенты не отказывают себе ни в чем во время ежегодных выставок.