Марина Федоровская

MOD Design. Центр современного дизайна и инноваций для жизни, Москва 20 марта – 31 мая 2011

Выставкой знаменитого промышленного дизайнера Карима Рашида открылся в середине марта этого года новый центр дизайна MOD. Карим Рашид участвовал в оформлении здания центра — именно он разработал логотип, который светится разными цветами на фронтоне, и придумал интерьеры, пока что не поражающие своим удобством. Сама выставка начинается сразу у входа, где на больших тачскринах можно почитать пресс-релиз и увидеть с десяток фотографий интерьеров, сделанных Каримом Рашидом в разных концах света. Здесь же установлены два объекта — розовый вытянутый в длину пропеллер, лежащий на полу, и сложный предмет мебели бледно-розового цвета, состоящий из скрепленных друг с другом кресел и ведерка для шампанского.

Налево от тачскринов в большом белом зале расположена основная экспозиция. Там по периметру выставлены более двухсот стульев, кресел, барных табуреток и других ярких предметов мебели, созданных Каримом Рашидом за последние, как сказано в названии выставки, 15 лет.

Некоторое недоумение вызывает отсутствие подписей к образцам мебельного дизайна. Подписаны здесь только предметы дизайна промышленного, помещенные в стеклянную витрину, разделяющую зал. На стекле есть бледные подписи, поясняющие, что перед нами и для кого это сделано. Вот хрустальные шахматы Bozzart, 2002, вот детские бутылочки, вот пузырьки для парфюма, сбивающие с толку нестандартным видом, пластиковые часы, один кроссовок расцветки металлик, вазочки из цветного стекла.

Из центральной части выставки более-менее очевидно многообразие заказов, которые исполнил трудолюбивый маэстро. Однако инсталляция его мебели (хотя и сказано в релизе выставки «мебель — центральная тема в творчестве Карима Рашида») сделана без должного уважения к статусу объектов, на первый взгляд знакомых всем, кто бывал на ярмарках iSaloni, останавливался в дизайнерских отелях или хотя бы время от времени листает интерьерные журналы. Мебель Карима Рашида изобретательна, удивительно проста и крайне разнообразна по материалу: это не только «пластик-фантастик», но и дерево, металл, текстиль, винил, кожзам. Рашид довел до идеальной отточенности пластиковый минимализм, появившийся в 60-е годы прошлого века, и спустя тридцать-сорок лет сделал его самым популярным направлением современного интерьерного дизайна. С первого же взгляда на весь этот электрофутуризм появляется ностальгия по 90-м, когда устремленность в будущее еще не казалась столь утопичной и наивной, когда кислотные цвета и обтекаемые формы еще были модными.

Кстати, про философию — замечательные в своей безапелляционности высказывания одного из самых рефлектирующих дизайнеров мира собраны в сплошное полотно, украшающее на русском (слева) и на английском (справа) стены главного зала выставки. Так что есть не только что посмотреть, но и что почитать: «Любой некрасивый объект вредит человечеству»; «Совершенные объекты правят рынок»; «Занимайся дизайном, а не войной». Наконец: «Мне нравится носить стиль casual футуристично». Фраза-загадка, на которую, если покопаться в стене партикуляров дизайнера мысли, можно найти ответ: футуристично, это так, чтобы один предмет заменял три.