Мария Семендяева, КоммерсантЪ

Мультимедиа Арт Музей, Москва 15 марта – 15 мая 2011

В этот раз ретроспектива самых стильных и модных фотографий приняла средиземноморский оттенок из-за проводимого Года Италии в России. Главный выставочный хит — «Феллини. Гранд-парад», сделанный куратором Сэмом Стурдзе. Вокруг этой экспозиции в Мультимедиа Арт Музее вращаются остальные выставки программы фестиваля. Например, выставка «Частная история. Коллекция Котронео». Это крупный зал в Манеже, заполненный фотографиями и — внезапно — объектами разного периода. Коллекция современного итальянского искусства Анны Розы и Джованни Котронео, как сообщает пресс-релиз, собиралась годами. Однако судить о том, сколь представительна эта коллекция, трудно. Современное итальянское искусство — предмет слишком объемный. И в памяти сохраняются только всем известный Микеланджело Пистолетто да фотограф Паоло Вентура, автор кукольных постановочных миниатюр. Гораздо проще с выставкой «Итальянский реализм» напротив через коридор. Это подробная и увлекательная летопись послевоенной крестьянской Италии. Чем-то эти снимки схожи с репортажами советских фотографов для газеты «Правда». Мускулистые женщины, чумазые дети, трактора, посевная. Только вот религии гораздо больше и ближе к концу появляется, как Бог из машины, Марчелло Мастроянни, а рядом с ним Софи Лорен.

От Софи Лорен повествование можно безболезненно увести обратно в сторону моды и стиля. Например, в рамках фестиваля проходит выставка Юргена Теллера — немецкого фотографа, прославившегося снимками группы Nirvana. В свое время он приложил руку к созданию стиля «унисекс» и «героинового шика» 1990-х годов — и его до сих пор, как говорится, «не отпустило». Хелен Миррен, Кейт Мосс и Вивьен Вествуд — на фотографиях Теллера у них могут быть усталые глаза или ненакрашенные губы. Модели часто голые, иногда они в кадре только наполовину, иногда занимают какой-то ничтожный процент кадра, иногда они чересчур близко к зрителю — это профессиональная фотография прикидывается полароидным снимком. Основной прием Теллера, сделавший его главным мастером моментальной фэшн-фотографии, состоит в использовании яркой вспышки, которая изменяет реальные цвета и будто высушивает снимок. Как будто посреди ночной пьянки кто-то включил свет — и люди щурятся, застыв в нелепых позах.

Увлечение модой совсем другого времени — на выставке «МакДермотт и МакГаф. Опыт занимательной химии. Фотографии 1990–1890». Художники МакДермотт и МакГаф работали в Нью-Йорке 1980–1990-х годов, но любили не блестки, серьги и черный латекс, а запонки, цилиндры и тросточки. Они одевались по моде 1890–1910-х, коллекционировали мебель того периода и разными способами воссоздавали вокруг себя атмосферу рубежа XIX–XX веков. Их фотографии сделаны в сложных и трудоемких техниках того времени — палладиевая печать, гуммиарабик, соляная печать. Выставка потому так и называется «Опыт занимательной химии». Как ученые-реконструкторы, авторы воссоздают жанровую художественную фотографию, которая кажется подлинным свидетельством эпохи символистов и пиктореалистов. Декадансу 1980-х далеко до декаданса 1890-х, но химический состав остался все тот же, и очутиться на сто лет назад проще простого — говорят художники, сбежавшие к Оскару Уайльду от постиндустриального общества.

Итальянец Марко Делогу тоже делает фотографии, которые напоминают о золотом веке до Первой мировой, когда автомобили еще не окончательно заменили скакунов. Портретировать животных люди начали даже раньше, чем себе подобных, а уж что касается огромных парадных живописных портретов лошадей — сначала боевых, а потом охотничьих, — что тут можно добавить. Но Марко Делогу известен тем, что уже не раз обращался к теме лошадей, особенно тех, которых можно увидеть на римских монументах. В проекте «Конные этюды» Марко Делогу делает парадные портреты современных лошадей на белом чистом фоне, с помощью павильонного фотоаппарата, аналогичного первым камерам со стеклянной пластиной. Лошади — мощные, красивые и одновременно доверчивые, как дети, — позируют точно так же, как их лошадиные предки в начале XX века, ведь на их стать и поведение никак не повлияли изменения, произошедшие с тех пор.

В этом смысле лошадь — даже гораздо более важное свидетельство моды и стиля для истории человечества, чем все виды переменчивого искусства, вместе взятые.