В Сеуле закончилась 10-я Международная ярмарка современного искусства. В юбилейной ярмарке, проходившей с 21 по 27 сентября, приняли участие 117 корейских и 75 зарубежных галерей. Последние пятнадцать лет южнокорейский арт-рынок активно развивается на волне быстрого экономического роста страны. На ярмарке побывала Ирина Бурмистрова.

KIAF проходит с 2002 года. За десять лет своего существования ярмарка стала важнейшим событием в календаре культурной жизни Кореи наряду с такими крупными арт-форумами, как биенале в Кванчжу и Бусане, ярмарка в Incheon в Даегу. Организаторы KIAF видят своей основной задачей предоставить возможность широкой корейской публике и специалистам ознакомиться и приобрести художественные работы наиболее интересных художников из Кореи и из-за рубежа. Местные коллекционеры известны своим искушенным вкусом, и с одинаковым рвением покупают как корейское, так и зарубежное искусство. В свою очередь, западные собиратели открыли для себя корейское современное искусство в 2009 году после выставки «Korean Eye» в галерее Саатчи в Лондоне.

На выставке в этом году побывали 80,000 человек – на 10% больше, чем в прошлом. Общий объем продаж также вырос с 12,5 до 13 триллионов корейских вон (2011) – чуть больше $1 млн. Несмотря на повышение объема продаж, многие галеристы сетовали на замедление темпов рынка, уменьшение количества потенциальных покупателей, объясняя это нестабильностью мировой экономики.

На сегодняшний день KIAF все еще находится в поиске своего бренда и представляет собой разрозненное собрание галерей без общего кураторского контроля и без директора. Рудольф Лоренцо, директор сингапурской ярмарки Art Stage, назвал KIAF непомерно раздутой, а так же упомянул о необходимости повышения ответственности галерей за то, что они выставляют на своих стендах.

Каждый год KIAF приглашает в качестве почетного гостя одну из стран. В этом году десятая юбилейная ярмарка прошла под флагом Австралии. 18 австралийских галерей выставили на продажу работы более 70 современных художников. Галерея из Брисбана Jan Murphy Gallery привезла сольную выставку австралийца Бен Килти, и не прогадала. В первые же часы с начала открытия ярмарки со стенде были проданы все работы, и галерея начала подписной лист. Работы Бена Килти – портреты байкеров, автомобили и черепа, написанные в пастозной технике с очень плотными и густыми мазками, привлекли корейских коллекционеров своей свободой и фактурным эффектом. Цены на его картины были более чем доступны и за портрет размером 190х40 просили $28 тыс., за меньшую работу 60х50 – $10 тыс.

Совсем другая история была на стенде Mossenson Galleries, которая представляет художественную культуру аборигенов Австралии. Владелица галереи Диана Мосенсон была удивлена полным отсутствием интереса у корейской публики к подобным вещам. Ей показалось, что корейские коллекционеры не принимают эти их всерьез, поэтому галерея вряд ли приедет на KIAF в следующем году.

Успех сопутствовал сеульской галерее Kukje. Она хорошо известна как у себя дома, так и за границей, где принимает участие в Art Basel, Frieze and FIAK. В этом году галерея выставила на своем стенде работы английского художника Джулиана Опи, с которым активно сотрудничает с 2005. После сольной выставки в 2009 году галерея стала его основным дилером в Корее. На стендах Kukje было не меньше десятка картин самых разных размеров и форм ($30 – 80 тыс.), голограммы ($60 тыс.), а также малые скульптурные формы ($1,5 тыс.) Работы Опи хорошо известны и высоко котируются в Корее и привлекают к себе внимание как частных и корпоративных коллекционеров. В первый же день со стенда ушли три картины по $80 тыс. каждая. Был интерес к малым скульптурным формам, но они так и остались непроданными.

На другом полюсе по уровню цен находится крошечная сеульская галерея Duru Art Space, которая работает только с местными художниками. Хозяйка галереи с удовольствием поделилась, что ей пришлось несколько раз пополнять запас картин молодой художницы Lee Yu Jin. Ее картины на рисовой бумаге, выполненные в традиционной корейской манере, обращаются к теме исчезновения гиппопотамов, которые, по легенде, когда-то населяли Корею. Тончайшая вязь графики со множеством деталей из национального корейской фольклора и ценник в $3 тыс. за картину привлекли к стенду как начинающих коллекционеров так и знатоков корейского искусства.

Стенд галереи Soheon Contemporary из Даегу был отдан инсталляции «Зеркало времени – Ворота в будущее» художника Kwon Jung Ho. На ярмарке была выставлена лишь одна десятая часть этой инсталляции, в оригинале состоящей из 68 пятиметровых витрин, заполненных черепами из волокон, обычно используемого для производства традиционной корейской бумаги. Инсталляция Kwon Jung Ho, посвященная теме смерти и скоротечности жизни, стояла особняком от эстетских красивостей, которыми обычно заполнены стенды галерей, следующих вкусу корейских коллекционеров. Галерея надеялась продать инсталляцию музею или в корпоративную коллекцию по цене $40 тыс. за витрину, а частным коллекционерам предлагались фотопринты инсталляции за $3,5 – 7 тыс.

На ярмарке можно было найти весь спектр европейского искусства: редкие отпечатки Пикассо и Шагала у Die Gallery, Трэйси Эмин, Рон Арад и Марк Куин в Columns Gallery. Albermarle Gallery из Лондона привезла свежие работы крупнейшего современного итальянского художника Лучано Вентроне. Российской публике художник стал известен с прошлогодней выставки в Мраморном дворце Русского музея. Натюрморты Вентроне ($60 тыс.), где фрукты, овощи и цветы написаны с фотографической достоверностью, очень быстро нашли себе покупателей, которые были очарованы мастерством художника и скрытым смыслом, заложенным в картинах.

Россию на ярмарке представляла галерея «Арка» из Владивостока. Галерея впервые приехала на KIAF. На стенде галереи были выставлены работы художника из Хабаровска Ильи Бутусова и видеоинсталяция Ольги Киселевой.

В этом году KIAF открыла новый проект Art Flash, где выставлялись мультимедийные работы и крупные инсталляции.

Галерея Kukje предлагала видеоинсталляцию «Висячие сады» (2009) художника Yendoo Jung за $30 тыс. и фотографии по мотивам работы по $6 тыс. Художник хорошо известен в Корее и за рубежом, его работы находятся в коллекциях Mузея современного искусства Кореи, в МОМА, а так же в Музее современного искусства Канзаса. Однако в этом году не удалось найти покупателя на инсталляцию, и галерее удалось продать только принты.

Корейская художница EunSook Lee представила на суд публики свой проект «Разделенные имена», первую часть которого она уже осуществила в Берлине. Тема проекта высвечивает трагедию разделения стран и семей. Похожую инсталляцию художница надеется повторить в демилитаризированной зоне между Южной и Северной Кореей. Проект на политически острую тему о разлученных корейских семьях, по словам художницы, совершенно выпал из общего визуального контекста ярмарки, который она охарактеризовала как эскапистский.

Перед организаторами KIAF 2012 стоит задача дотянуть ярмарку до международного уровня, а произойти это может только при наличии кураторского контроля и более жесткого отбора участников в ярмарке. В дополнение к этому небходимо вывести ярмарку из заколдованного леса чистого искусства и предоставить широкую платформу искусству с политической проблематикой , ведь связь политики и искусства в мировом художественном сообществе уже давно стала нормой.

Сеул-Сингапур 2011