Страницы с номерами кликабельны. Перейдите на следующую страницу, чтобы смотреть продолжение фоторепортажа

ЕЛЕНА ФЕДОТОВА о ярмарке ARCO, проходившей в Мадриде с 15 по 19 февраля

 «No job, no money, no future, no fear» («Нет работы, нет денег, нет будущего, нет страха») – эта работа Марлона де Азамбуха (€20 тыс.) точно отражала настроение на ARCO. В то время как Испания стоит на грани дефолта, галеристы не теряют бодрость духа. Несмотря на, казалось бы, бедственное положение: ARCO покинули многие галереи первого эшелона, продажи упали. Зато появилось больше места для новых галерей и некоммерческих проектов.

ARCO часто обвиняют в провинциальности. Формально это так: здесь преобладают испанские и латиноамериканские галереи. Однако локальность ARCO не только недостаток, но и преимущество. Искусство испаноговорящих стран сильно недооценено, а ярких самобытных художников там немало. Выходцы именно из этих стран часто становятся международными звездами – как кубинка Таня Бругера, испанец Сантьяго Сьерра и многие другие. И именно на ARCO можно подхватить будущую звезду на взлете — нужно только иметь хороший глаз.

Стенд галереи Elvira Gansalez (Мадрид) © Валерий Леденёв

Стенд галереи Elvira Gansalez (Мадрид) © Валерий Леденёв

Что касается игнорирующих Мадрид топовых галерей — есть по крайней мере три ярмарки, куда ездят White cube и галерея Gladstone. Для большинства ценителей современного искусства отсутствие этих галерейных супермаркетов — большое достоинство. На ARCO можно не смотреть на бесконечно повторяющих себя Young British Artists: как это ни печально, «молодая была давно уж не молода» — Немолодые Британские Художники (NBA) давно воспроизводят самих себя. Собирать Мураками и Джеффа Кунса уже целая вечность как дурной тон, а вкладывать в молодых художников (и лучше не европейцев) — модно и перспективно. С приходом в прошлом году нового директора – суперэнергичного Карлоса Урроса — ARCO манифестирует себя как ярмарка молодого и продвинутого искусства. К тому же позиция «победила молодость» выигрышно выглядит в кризисные времена, элегантно объясняя отсутствие акул галерейного бизнеса.

Каждая галерея выбрала свою антикризисную стратегию, но результат был один – покупали недорогое искусство, топ-лоты остались на своих местах. «Я всегда здесь успешен. Это моя ярмарка», — слова хозяина галереи Т20 из Мурсии могли бы красоваться на рекламе ARCO. И судя по количеству красных точек, он был абсолютно искренен. Т20 торгует молодыми испанскими художниками – диапазон цен колеблется от €2500 за фотографии антиглобалистов из Strategia Corporation до €9000 за графику опять же антиглобалистов из Democracia.

Стенд галереи ADN (Барселона) © Валерий Леденёв

Стенд галереи ADN (Барселона) © Валерий Леденёв

В выигрыше остались и крупные галереи, в основном за счет наработанных связей. Правда и они жаловались на то, что продажи шли не так динамично, как прежде. А учитывая, что ярмарка явно буксовала последние года два, это о многом говорит. Даже суперстатусная галерея Marlborough, имеющая филиал в Мадриде, пыталась заигрывать с покупателем. Помимо традиционных для галереи Ботеро (€1,3 млн) и Бэкона ($15 млн), в качестве антикризисной меры галеристы выставили умилительную бронзовую скульптуру обнявшихся мишек Тома Оттернесса (€37 тыс). Испанская топовая галерея Elvira Gonsalez все же пошла ва-банк, представив огромную абстракцию (€300 тыс.) испанского художника Мигеля Барсело – местной гордости. Выставка Барсело в середине двухтысячных прошла в Центре Помпиду, а скульптуру слона, стоящего на хоботе, поставили в Нью-Йорке. По словам галеристки, на популярность художника у коллекционеров кризис не повлиял. Впрочем, любовь испанцев к Барсело трудно понять чужестранцу. По информации «Артхроники», работа все же нашла покупателя.

Одна из лучших испанских галерей Helga de Alvear продала работу молодого многообещающего художника Марселя Дзама (диапазон цен – $15-50 тыс.) в государственную коллекцию Comunidad de Madrid. Канадец, живущий в Нью-Йорке, был отмечен ARCO как один из лучших молодых художников. Дзама работает в необычной технике – он делает многофигурные сюрреалистичные композиции из бумаги, посвященные теме насилия и в частности войне в Ираке. Он выступает и как сценограф – персонажи его акварелей оживают в видеоклипе «No One Does It Like You» группы Department of Eagles. В то время как напротив новой остроумной работы Элмгрина и Драгсета ($60 тыс.) красной точки так и не появилось.

Стенд галереи Quadrado Azul. Работа Хуана Переса Агиррегойкои © Елена Федотова

Стенд галереи Carreras Mugica (Бильбао). Работа Хуана Переса Агиррегойкои © Елена Федотова

Одним из самых ярких, как и обычно на ARCO, был стенд испанской галереи ADN. Здешний суперстар – Эугенио Мерино – не первый год шокирует ярмарку своими скульптурами. В 2009 году главным аттракционом был застрелившийся Дэмиан Херст. В прошлом ARCO получила ноту протеста от посольства Израиля за пирамиду из трех священнослужителей – католического священника, муллу и раввина. В этот раз художник тоже был крайне остроумен – он посадил в холодильник из-под «Кока-колы» диктатора Франко (€30 тыс.), напоминая о том, что в кризисную пору подмороженные националистические настроения проявляются вновь.

В Мадриде традиционно много протестного и критического искусства. Галерея Quadrado Azul из Португалии показала вышивки художника Rigo 23 (€12 500), посвященные Сапатистской армии национального освобождения, в которой мексиканские индейцы борются за свои права и в том числе за национализацию природных ресурсов. Художник португальского происхождения много лет живет в Сан-Франциско, он известен как стрит-артист, выступающий за освобождение политзаключенных – таких как Леонард Пелтиер, которого осудили за убийство двух полицейских во времена восстаний индейцев в США. Баск Хуан Перес Агиррегойкоа, живущий во Франции, представлен инсталляцией из бумаги (€15 тыс.), части которой должны войти в книгу-раскладушку. В довольно доступной, почти плакатной форме Агиррегойкоа высказывается на животрепещущие темы современности, как то: капитализм, культура, психоанализ, изменение института брака.

Стенд галереи Marlborough. Работа Тома Оттернеса © Елена Федотова

Стенд галереи Marlborough. Работа Тома Оттернеса © Елена Федотова

Немало галерей представляли чисто музейное искусство. Статусная галерея Hans Mayer из Дюссельдорфа привезла работы классиков кинетического и оптического искусства – Хесуса Рафаэля Сото (€140 тыс.), Жан-Пьера Иварала (€90 тыс.), Хулио ле Парка (€225 тыс.). Многие галеристы, кажется, и не надеялись на частных коллекционеров, поэтому выставляли совершенно некоммерческие работы – не столько из бунтарства, сколько цепляясь за музейных покупателей как за соломинку. Стенд Espaivisor-Visor из Валенсии – еще один пример галереи, продающей музейное искусство. Классик перформанса из Чили Карлос Леппе представлен документацией своих перформансов – на снимках толстый неуклюжий человек надевает лифчик, позирует в соблазнительных позах или же предстает на столе у пластического хирурга. Леппе протестовал против преследования геев в Чили во времена военной хунты генерала Пиночета. На снимках колумбийского классика Мигуэля Анхеля Рохаса – подпольные съемками гей-порнофильма в семидесятые годы. Также на стенде галереи висели фотографии восточноевропейской перформансистки Сани Ивекович («Структуры», €80 тыс.), чья выставка недавно прошла в МОМА.

Стенд галереи Helga de Alvear. Работа Марселя Дзамы © Елена Федотова

Стенд галереи Quadrado Azul. Работа Rigo 23 © Елена Федотова © Елена Федотова

Наши галеристы в целом остались разочарованы ярмаркой. В Paperworks первые дни явно не шли продажи, а ее владелица Елена Баканова грустно говорила о том, что ярмарки – не формат ее галереи. Впрочем, к концу торгов появилась благая весть, что Баканова продала графику молодой художницы Юлии Заставы и рисунки Юрия Альберта. «Триумфу» удалось продать две фотографии из проекта «Allegoria Sacra» группы «АЕС+Ф». Живопись Виноградова и Дубосарского оказалась слишком дорогой для коллекционеров ARCO. Настоящий триумф случился у галеристки из Петербурга Марины Гисич, которая нашла свою золотую жилу – художницу Марину Алексееву с ее волшебными ящичками с анимацией. Гисич продала несколько работ, подняв цены с €7 тысяч до €8–20 тысяч. В кризис расчетливый галерист помнит, что публика требует не только хлеба, но и зрелищ.

В фокус ARCO в этом году попали галереи из Нидерландов. Рассеянные по ярмарке стенды голландских галерей выделялись северным минимализмом. Впрочем, на стенде галереи Fons Welters были обнаружены работы, напоминавшие о «малых голландцах». Правда, несколько небольших картин, воспевающих прозу жизни, принадлежали испанскому художнику Пере Лоббере. Зато особым успехом у посетителей пользовалась инсталляция Гарбиель Лестер – в некотором смысле современный вариант старой нидерландской живописи (€40 тыс.), напоминающий своей сказочностью нашего Александра Бродского.

Марлон де Азамбух. Нет работы, нет денег, нет будущего, нет страха

Марлон де Азамбух. Нет работы, нет денег, нет будущего, нет страха

Однако были на ARCO и галереи, которые не продали ничего. «Коллекционеры обещают: “Я вернусь”. Многие подходят и спрашивают цены, но потом говорят, что им нужно подумать и уходят. Я не вижу здесь своих постоянных покупателей», – Ида Пизани из итальянской Prometeo Gallery выглядела крайне печально, в то время как на ее стенде висели фотографии одного из самых прославленных испанских художников Сантьянго Серры (€30 тыс.).

И все же, как ни парадоксально, кризис не всегда гибелен для рынка. То, что для одних галеристов стало провалом, для других оказалось стартом. Именно во времена кризиса происходит смена поколений, появляются новые имена, пересматриваются цены и ценности. Рынок переориентируется на менее дорогое искусство, а кризис ограничивает рост непомерно раздутых цен.

Елена Федотова