На вопросы «Артхроники» отвечает АНДРЕЙ ПАРШИКОВ, куратор одного из проектов в рамках специальной программы III Московской международной биеннале молодого искусства
Андрей Паршиков курирует проект «Go West!» (Парк искусств «Музеон», 10 июля – 10 августа).
Сколько вам лет?
26
Кто вы по образованию? Учились ли вы дополнительно на куратора?
Искусствовед. Нет, не учился, проходил несколько резиденций.
Какие проекты вы сделали до этого?
Довольно много. Последний я сделал в резиденции туринского фонда Сандретто Ре Ребауденго совместно с двумя коллегами. Это был большой музейный проект с 19 итальянскими художниками «Underneath the Street – the Beach», который исследовал традицию постконцептуальных практик и художественных жестов в итальянском искусстве и показывал различные техники саботажа (исследовательского, художественного и экспозиционного) с которыми работали выбранные авторы.
Сформулируйте в 10 словах, почему зрители должны прийти посмотреть именно ваш спецпроект в рамках биеннале?
Интересно, каково бывшим соотечественникам и соратникам по социалистическому блоку на Западе?
Почему вы стали заниматься кураторской деятельностью, в чем вы видите свою функцию как куратора?
Это произошло как-то само собой. Я был ассистентом в галерее, и в какой-то момент меня пригласила Ольга Лопухова помочь ей делать проект в публичном пространстве, а потом меня позвали одним из кураторов в другое место, и так закрутилось. Потом я получил место куратора в фонде «Современный город», где сделал проект «Сверхновая вещественность», показанный затем в ММСИ, который до сих пор считаю этапным.
Мою функцию как куратора, как и многие другие кураторы, я вижу в диагностике, исследовании и демонстрации проблем и порядка вещей современности с помощью искусства.
Как вы находите художников для своих проектов?
Я смотрю много выставок, делаю много визитов в мастерские, езжу в резиденции. А еще я очень много общаюсь с художниками, поэтому большинство моих выставок дружески коррумпированные. У меня даже был проект на эту тему – «Интимный капитал», который я с моим соавтором по этой выставке собираюсь скоро продолжить.
Приходилось ли вам вмешиваться в работу художников, с которыми вы работаете? Были ли у вас конфликты с ними?
Что имеется в виду? Просил ли я переделывать работы? Нет. Я никогда не вмешиваюсь в производство работы, разве что задолго до начала могу высказать свое мнение по поводу идеи. Но это, в основном, если работа не для моего проекта. Конфликты? Конечно были.
Что для вас оказалось самым сложным и неприятным в организации выставок?
Деньги.
Кто из российских или зарубежных кураторов вам интересен?
Из зарубежных – Мария Линд, WHW, Георг Шольхамер и Диди Юберман. Из российских – Екатерина Деготь, Виктор Мизиано; из молодых – Елена Яичникова, ее проекты всегда невероятно тонко организованы.
Какая выставка вам кажется лучшей с точки зрения работы куратора за последние 2 года?
Ой, их, на самом деле много. Можно две?
Первая выставка это Диди Юбермана «Атлас» в мадридском музее Королевы Софии, а вторая – «Пятая колонна» Моритца Кюнга в Сецессионе в Вене.
Какую книгу вы посоветуете прочитать молодым художникам?
Emancipated Spectator Жака Рансьера. Не самая новая работа, но пока влиятельная.
Какая музыка играет в вашем плеере?
Разная, у меня 64 гигабайта музыки там. Конкретно сейчас, в основном, классический дарк-фолк вроде Death in June и старенький EBM вроде Mescalinum UInited, но из дома уже две недели выхожу под Генделя.