На вопросы «Артхроники» отвечает АНДРЕЙ ПАРШИКОВ, куратор одного из проектов в рамках специальной программы III Московской международной биеннале молодого искусства

Андрей Паршиков курирует проект «Go West!» (Парк искусств «Музеон», 10 июля – 10 августа).

Андрей Паршиков © Фото: Валерий Леденёв

Сколько вам лет?
26

Кто вы по образованию? Учились ли вы дополнительно на куратора?
Искусствовед. Нет, не учился, проходил несколько резиденций.

Какие проекты вы сделали до этого?
Довольно много. Последний я сделал в резиденции туринского фонда Сандретто Ре Ребауденго совместно с двумя коллегами. Это был большой музейный проект с 19 итальянскими художниками «Underneath the Street – the Beach», который исследовал традицию постконцептуальных практик и художественных жестов в итальянском искусстве и показывал различные техники саботажа (исследовательского, художественного и экспозиционного) с которыми работали выбранные авторы.

Сформулируйте в 10 словах, почему зрители должны прийти посмотреть именно ваш спецпроект в рамках биеннале?
Интересно, каково бывшим соотечественникам и соратникам по социалистическому блоку на Западе?

Почему вы стали заниматься кураторской деятельностью, в чем вы видите свою функцию как куратора?
Это произошло как-то само собой. Я был ассистентом в галерее, и в какой-то момент меня пригласила Ольга Лопухова помочь ей делать проект в публичном пространстве, а потом меня позвали одним из кураторов в другое место, и так закрутилось. Потом я получил место куратора в фонде «Современный город», где сделал проект «Сверхновая вещественность», показанный затем в ММСИ, который до сих пор считаю этапным.
Мою функцию как куратора, как и многие другие кураторы, я вижу в диагностике, исследовании и демонстрации проблем и порядка вещей современности с помощью искусства.

Как вы находите художников для своих проектов?
Я смотрю много выставок, делаю много визитов в мастерские, езжу в резиденции. А еще я очень много общаюсь с художниками, поэтому большинство моих выставок дружески коррумпированные. У меня даже был проект на эту тему – «Интимный капитал», который я с моим соавтором по этой выставке собираюсь скоро продолжить.

Приходилось ли вам вмешиваться в работу художников, с которыми вы работаете? Были ли у вас конфликты с ними?
Что имеется в виду? Просил ли я переделывать работы? Нет. Я никогда не вмешиваюсь в производство работы, разве что задолго до начала могу высказать свое мнение по поводу идеи. Но это, в основном, если работа не для моего проекта. Конфликты? Конечно были.

Что для вас оказалось самым сложным и неприятным в организации выставок?
Деньги.

Кто из российских или зарубежных кураторов вам интересен?
Из зарубежных – Мария Линд, WHW, Георг Шольхамер и Диди Юберман. Из российских – Екатерина Деготь, Виктор Мизиано; из молодых – Елена Яичникова, ее проекты всегда невероятно тонко организованы.

Какая выставка вам кажется лучшей с точки зрения работы куратора за последние 2 года?
Ой, их, на самом деле много. Можно две?

Первая выставка это  Диди Юбермана «Атлас» в мадридском музее Королевы Софии, а вторая – «Пятая колонна» Моритца Кюнга в Сецессионе в Вене.

Какую книгу вы посоветуете прочитать молодым художникам?
Emancipated Spectator Жака Рансьера. Не самая новая работа, но пока влиятельная.

Какая музыка играет в вашем плеере?
Разная, у меня 64 гигабайта музыки там. Конкретно сейчас, в основном, классический дарк-фолк вроде Death in June и старенький EBM вроде Mescalinum UInited, но из дома уже две недели выхожу под Генделя.