АЛЕКСАНДРА НОВОЖЕНОВА о митинге 24 декабря в Москве на проспекте Сахарова

Конечно, это был никакой не освобожденный город ситуационистов, о котором можно только мечтать. Оцепление снова перераспределило людские потоки самым уродливым из возможных образов. Нет ничего хорошего в том (и это показательно, потому что стихийно или насильно складывающиеся пространственные конфигурации — первое, что стоит интерпретировать в таких случаях), чтобы идти в обход там, где обычно можно пройти напрямую. Люди, пробирающиеся по сугробам между потоком машин и цепью полицейских. Проблема организации митингующего пространства — психогеографическая: оцепленный проспект, перекрытые переходы, много выходов и почти полное отсутствие входов. Власть отрегулировала пассажиропотоки своим извращенным способом — нет, организация этого пикника не оставила приятных ощущений.

Художник Алина Гуткина © Анастасия Рябова

Но все же выйти на улицу, в толпу — новое переживание для многих в этом городе, и люди второй митинг подряд пытаются распробовать его как следует: проявляется всеобщая склонность к гурманству, воспитанная на ресторанных отзывах. Все тщательно прислушиваются к малейшим движениям в себе — как отзывается в сердце протест? Что чувствуешь в толпе? Позитив? Или все же негатив? Единение или отторжение? Все высказывают аргументированные мнения, сотни и сотни суждений: что это было на самом деле? Было ли много приятных лиц — или некоторые лица все же были неприятными? Было ли много красивых людей или попадались некрасивые? Были ли лозунги, к которым можно не смущаясь присоединиться? Знамена, под которые можно встать?

Что точно, так это то, что в этот раз протестный реквизит все без исключения подготовили лучше, чем в прошлый раз, — на Сахарова было больше плакатного остроумия, больше маскарада. Художники в этот раз тоже подготовились как следует. Поколение двадцатипяти-тридцатилетних — художники, подобно старшим товарищам из девяностых, читавшие Дебора и смотревшие Годара, только их Дебор и Годар пришлись уже на «скучные» времена, на двухтысячные. Теперь эти молодые художники получили свой — пусть смутный — шанс протестного веселья и реализуют его каждый в меру своей радикальности, или поэтичности, или степени своей левизны.

Художнический проект, угнездившийся внутри митинга, — палатка «Ненадежная жизнь» — инициатива тех, чей Дебор и Годар не получали еще иного выхода, кроме дискуссий, длинных видео и лирических текстов. Вокруг палатки (в ней разместилась мастерская плаката, лежали книги свободного марксистского издательства, раздавались стикеры и флаеры) собрались художники. За день до того Таус Махачева, Хаим Сокол, Саша Повзнер, Арсений Жиляев, Илья Будрайтскис, Егор Кошелев и другие, политически ангажированные и не слишком, сидели все вместе на корточках в тесной мастерской, резали, клеили и рисовали. Это походило на подготовку новогодних украшений. Для елки протеста — жаль, конечно, что не кремлевской.

Саша Повзнер рисует плакат против перевода образования на самоокупаемую основу — по заказу заслуженного учителя России нужно изобразить педагога в кандалах и наручниках, повешенного на удавке. На удавке надо уместить слово «самоокупаемость», на кандалах — слово «переаттестация». Это сложная задача, но получается неплохо.

Транспарант Егора Кошелева © Анастасия Рябова

Егор Кошелев не отступает от своей вычурной, многодельной манеры: с достоинством стоя у мольберта, академически верно штрихует барана в медном шлеме (или это таз — шлем Мамбрина?): понизу идет лента с красивой каллиграфией «Уймись, фантазер».

Уже на митинге все играют в «Живой микрофон». На табуретку по очереди встают то Таус Махачева, то Николай Олейников, то другие — они кричат свои маленькие спичи, и маленький кружок собравшихся вокруг повторяет их фразы хором, пытаясь перекричать звук, идущий со сцены.

Настя Рябова раздает желтые стикеры, придуманные в соавторстве в Владимиром Айгистовым — на них надпись «Red or dead». Новый модный желтый цвет в роли немодного красного — абсурдистская реактуализация социалистической колористики. Красным может стать кто угодно — даже желтый.

Александра Новоженова

 

Материалы по теме:
10 декабря в Москве: лозунги, 12.12.11
Мария Семендяева. Протест новорожденных, 12.12.11
10 декабря в Москве: как это было, 12.12.11