© Валерий Леденёв

Конец недели оказался серьезной проверкой на прочность для представителей оппозиционного лагеря на #баррикадах. Несмотря на попытку муниципальных депутатов Басманного района придать празднику свободы официальный статус фестиваля, в пятницу около 2 часов ночи ОМОН приступил к зачистке Кудринской площади, где находилось около 200 человек. Этому событию предшествовала череда событий, сделавшая эту неприятную процедуру не столько болезненной, сколько полезной в плане профилактики. В пятницу днем, прибыв в лагерь, я обнаружил очередную выставку искусства вновь под легким кураторством Пети Верзилова. На сей раз вместо мужского ню — «лазерные» портреты Виктора Рибаса. Не знаю, по какой причине, но Петя упорно настаивает на том, что художникам надо оперативно ориентироваться в ситуации и предлагать свои декорации для протеста. Помимо Рибаса вечером был Хихус с комиксами и Йорш с историей про настоящих скинхедов, которая вызвала гнев дружины охранников. Я этого момента не застал, но Влад Чиженков сообщил, что все было довольно мерзко, и книжку Йорша пришлось спрятать и более не раздавать.

В пятницу я готовился к экскурсии по району Красная Пресня в рамках нашей «Педагогической поэмы». На вечер у меня было запланирована встреча с Дмитрием Венковым в галерее «ЕКАртБюро», там проходила выставка студентов Давида Риффа «Show and tell». По дороге на открытие я стал свидетелем еще одного неприятного эпизода. Молодой человек на роликах подъехал к омоновцам и снял штаны. Потом достал лезвие и начал резать себе вены. Омоновцы выглядели довольными, снимали на камеры и улыбались. Я не знаю, был ли это прокремлевский провокатор или же просто городской сумасшедший, но факт остается фактом – хорошая картинка для доблестных стражей порядка дороже потенциально спасенной человеческой жизни. Представляете очередной фильм по НТВ: «Вот они, настоящие протестанты, – помимо алкоголя и драк, они еще и сумасшедшие эксгибиционисты. Посмотрите, как молодой человек пытается соблазнить сотрудников полиции… А затем, поняв всю бессмысленность этого дела, демонстративно вскрывает себе вены. Что ж, в стране, где современным искусством называют оргии в церкви, ничего другого ждать не приходится. Перекрестимся, друзья. Это был Дьявол!»

Вернувшись вечером на #баррикады, я застал финал ассамблеи. Группа националистов влезла на фонтан и голосовала, принимая решения по рации девушки, стоявшей рядом с модератором. Обстановка была напряженная. Все боялись провокаций – в том числе со стороны правых, которых было заметно больше. Саша Новоженова должна была представлять в отсутствие Глеба Напреенко отчет по агитгруппе, но я ее не застал. К этому времени ОМОН повторно арестовал кухню, ловил людей с едой у метро и запрещал раздавать листовки…

После ассамблеи случился еще один неприятный эпизод – диалог на повышенных тонах с теми, кто не признает ассамблею. Это главным образом заезжие бизнесмены и близкие к депутатам люди. Предложение аргументировать свою позицию не вызвало у них энтузиазма. Замечание, что нельзя быть против ассамблеи, так как это инструмент, причем доступный и открытый, что это все равно что быть против молотка или микроскопа, тоже не работало. «Мы просто против – хотим оргкомитет и лидеров», – примерно так это все звучало. Раскол на почве признания/непризнания демократической процедуры принятия решений будет происходить и дальше. Напомню только, что деятельность оргкомитета не зависела ни от кого, а сам комитет был организован стихийно на основании группы лиц, подававших заявки на пикет после думских выборов. Никакие гражданские дебаты в расчет не брались. Никакие гражданские комитеты, организованные по фракциям, не работали. Очевидно, что люди, стремящиеся возглавить протест, чувствуя, что протест выходит из-под их чуткого контроля,  пытаются принять решения, которые позволят этого не допустить.

Работа с выставки антицензурных плакатов © Предоставлено Майским Конгрессом

Венец событий на #баррикадах – ночной разгон, которому уже почти никто не сопротивлялся. Было задержано около 30 активистов. Остальные отправились на #оккупайарбат и #никитский. Дальше были два дня на Арбате и «Ночь музеев». В рамках «Ночи» я прошел с экскурсией по окрестностям Белого дома. Должен вам признаться, производит мощное впечатление. То, что было в 1993 году, до сих пор остается неотрефлексированной травмой и выглядит в тысячи раз страшнее, чем беготня от ОМОНа на Кудринской площади. Видимо, у этого района какая-то специфичная карма.

На Арбате все продлилось недолго. Уже в день прогулки художников, которые, цитируя Facebook, «слили протест во дворы ММСИ», ассамблея решила уходить к Музею Сахарова. Однако часть людей осталась. На следующий же день по просьбам жителей было принято решение вернуться на #баррикады. Хотя часть активистов солидарности и сторонников оргкомитета и подчинения лидерам, а не народным ассамблеям, по-прежнему продолжает хорошо проводить время.

Из событий 19 мая, помимо «Прогулки художников», могу отметить выставку «Антицензурного плаката», инициированную Майским конгрессом и проходившую одновременно в моей мастерской на фабрике «Красная новь» и непосредственно на #оккупайарбат в форме раздачи стикеров с изображениями этих самых плакатов. Получилось, как мне кажется, недурно. Удалось собрать около 30 изображений от профессиональных и непрофессиональных художников! Большая часть посвящена Pussy Riot, но есть и плакаты на более общие темы. Вечер я провел на революционном концерте Сергея Васильева в музее Маяковского. После чего под давлением толп подростков решил отправиться набираться сил перед очередной неделей бессрочного протеста.

Из наблюдений – пока что искусство в протесте существует в двух ипостасях: либо как бантики (мужское ню и так далее), либо, по схеме Курбе, фактически как неискусство. И, честно признаюсь, пока нет сил на что-то среднее. Деятельность по принятию решений отнимает чудовищное количество психологической энергии. Да и этически руки до бантиков не поднимаются. Видимо, в чрезвычайных условиях только так.

Арсений Жиляев